Вопрос.
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке и относятся не к системе знаний ученика, и не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.
Ананьев определяет три типа парциальных оценок:
- амбивалентные оценки (двойственные)
· отсутствие оценки – учитель ни как не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это самый худший вид пед оценки, т.к. он выполняет не ориентировочную функцию, а дезориентировочную.
· опосредованная оценка – оценивание одного ученика через другого (напр., Дима ответил лучше, чем Петя). Это травмирующая оценка.
Эти два вида Ананьев называет исходными, т.к. они не имеют самостоятельного значения.
· неопределенная оценка – тоже исходная, но она является своеобразным переходом к различным определенным оценкам. Выражается словами или жестами, которые не позволяют ученику понять как его оценили.
|
|
- отрицательные оценки
· замечание – оценка лишь отчасти, т.к. оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически попадает на одного и того же ученика.
· отрицание – слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку хода его мысли.
· порицание – различного рода наказания, насмешка, носящая саркастический, а не юмористический характер (упреки, угрозы, нотации).
- положительные оценки
· согласие – слова и фразы, которые указывают на правильность ответа ученика и стимулируют движение его мысли.
· одобрение – позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Данная оценка больше обладает стимулирующим действием, чем ориентирующим.
· признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.
· поощрение – может быть материализованным или оценкой на словах. Данный прием решает следующие задачи:
a) показать, что ценится в поведении ребенка;
b) закрепить и стимулировать положительное поведение школьника.
Пед оценка бывает нескольких видов:
- предметные оценки – касаются того, что делает или что сделал ученик, но не его личности (содержание, предмет, процесс и результат деятельности);
- персональные пед оценки – касаются субъекта деятельности, а не атрибутов. Отмечают индивидуальные качества человека, проявляются в его деятельности, старании, прилежании;
- материальные пед оценки – включают разные способы материального стимулирования детей (деньги, привлекательные веши и т.д.);
- моральные пед оценки – содержат похвалу или порицание, характеризующие деятельность ребенка с точки зрения ее соответствия нормам морали;
- результирующие пед оценки – относятся к конечному результату деятельности;
- процессуальные пед оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности;
- количественные пед оценки – соотносятся с объемом выполненной работы (количество решенных задач);
- качественные пед оценки – касаются качества выполненной работы (точность, аккуратность, тщательность).
Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности.
|
|
- Психологические основы формирования различных направлений обучения
- Концепция программированного обучения
- Теория алгоритмизации программированного обучения
- Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий
- Современные психологические концепции проблемного обучения
- теории развивающего обучения
- Идеи коллективного, суггестивного, интерактивного и модульного обучения