Вопрос. Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического

Вопрос.

Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического, но и психологического осмысления. Процесс научения трактуется в разных теориях по-разному.

На третьем этапе развития пед психологии (во второй половине ХХ века) возникли самостоятельные теории (направления обучения). Направление современного образования редко реализуется в первоначальном варианте. Каждая из них включает элементы другого. Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения помогает действенно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, программируемость, активность, самостоятельность, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований:

1. непосредственности (или опосредованности) взаимодействия обучающегося и обучающего:

· контактное (традиционное, программированное и т.д.);

· дистанционное;

2. по основанию принципа сознательности выделяется обучение соотносимое с характером опыта:

· интуитивное (освоение родного языка);

· обучение основанное на принципе сознательности (традиционное, проблемное, программированное);

3. по основанию наличия управления образовательным процессом:

· не основывается на управлении (традиционное);

· рассматривает управление в качестве основного механизма усвоения (программированное, алгоритмизированное);

4. по основанию связи обучения с будущей деятельностью:

· контекстное;

· традиционное обучение вне контекстного типа;

5. по основанию способа организации обучения:

· традиционное (информативно-сообщающее);

· обучение включающее активные формы и методы.

Каждый из типов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении, связи и информации. Бихевиоризм перенесенный на педагогику в кибернетике находит концепцию управления обучением. На этой основе возникает и формируется идея программированного обучения (Скиннер, 1954г.). в основу программированного обучения была положена бихевиоральная теория, для которой характерен механический подход к обучению.

Программирование – составление программы, составление определенной последовательности учебных действий и операций как учащегося, так и обучающего.

В основу программированного обучения положены следующие принципы:

  1. принцип малых шагов – учебный материал делят на малые части;
  2. принцип немедленного подтверждения ответа;
  3. принцип индивидуализации темпа обучения;
  4. принцип постепенного роста трудности;
  5. принцип дифференциального закрепления знаний;
  6. принцип единообразного хода инструментального обучения - определяет процесс учения по программам с линейной структурой обучения.

Скиннер предложил линейную программу. Учение – процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что ученик овладеет новым знанием возрастает благодаря многократному повторению. Оно не должно быть механическим, т.к. результаты проверяются и контролируются самим обучающимся. Линейное программирование характеризуется тем, что каждое знание имеет один правильный ответ, после него учащийся переходит к следующему. Более сложным является разветвленное программирование, когда на один вопрос допустимы несколько альтернативных ответов (Н.Краудер, 50-е годы ХХ века).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: