Общие требования:
По предмету труда профессия педагога относится к типу человек-человек (По Климову). Показателями к выбору профессии данного типа являются наличие у индивида следующих качеств:
- устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;
- высокая потребность в общении;
- способность к сопереживанию;
- умение слушать и выслушивать;
- широкий кругозор;
- высокая речевая культура.
Представители профессий типа человек-человек должны быть способны:
- быстро и правильно понимать намерения, помыслы и настроение других людей;
- хорошо понимать и держать в уме знания о личностных качествах многих разных людей;
- руководить;
- учить;
- воспитывать.
Противопоказания к выбору профессий данного типа:
- выраженные дефекты речи;
- монотонная невыразительная речь;
- замкнутость и необщительность;
- медлительность;
- равнодушие к окружающим людям;
- отсутствие бескорыстного интереса к другим людям.
Специфические требования:
- главные и дополнительные;
- постоянные и изменчивые.
Главные требования, без удовлетворения которых невозможно стать квалифицированным педагогом. Дополнительные требования, соответствие каждому из которых не является для педагога обязательным, но повышает его обучающий и воспитывающий потенциал, расширяет возможности воздействия на учащихся. Постоянные требования присущи педагогу любого исторического периода в любом обществе. Изменчивые требования, которые обусловлены особенностями данного этапа развития общества.
|
|
Главные постоянные требования:
1. любовь к детям;
2. любовь к пед деятельности;
3. наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету;
4. широкая общая эрудиция;
5. пед интуиция;
6. высоко развитый интеллект;
7. высокий уровень общей культуры и нравственности;
8. профессиональное владение разными методами обучения и воспитания детей.
Дополнительные относительно стабильные качества:
- общительность;
- артистичность;
- чувство юмора;
- хороший вкус и др.
Изменчивые требования:
Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т.е. требует новых психологических особенностей от членов общества. Система образования перестраивается вслед за обществом, но это происходит не сразу. Чтобы сформировать у учащихся нужные сегодня качества, педагоги сами должны овладеть этими качествами. Для этого необходимо приложить не мало усилий к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Новые цели обучения и воспитания задают новые требования к личности педагога. Главные тенденции современного общества – демократизация и гуманизация.
Изменчивые требования характерные для данного общества:
|
|
- самостоятельное принятие ответственных решений;
- ответственность за обустройство собственной жизни;
- демократия и плюрализм;
- отказ от диктата и давления на личность.
Умения и качества:
- логично и убедительно излагать свои мысли;
- внимательно слушать других;
- руководить людьми и принимать управленческие решения;
- расчетливость;
- деловитость;
- предприимчивость;
- бережливость;
- независимость;
- инициативность;
- грамотность;
- самостоятельность.