double arrow

Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога

Общие требования:

По предмету труда профессия педагога относится к типу человек-человек (По Климову). Показателями к выбору профессии данного типа являются наличие у индивида следующих качеств:

  1. устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми;
  2. высокая потребность в общении;
  3. способность к сопереживанию;
  4. умение слушать и выслушивать;
  5. широкий кругозор;
  6. высокая речевая культура.

Представители профессий типа человек-человек должны быть способны:

  1. быстро и правильно понимать намерения, помыслы и настроение других людей;
  2. хорошо понимать и держать в уме знания о личностных качествах многих разных людей;
  3. руководить;
  4. учить;
  5. воспитывать.

Противопоказания к выбору профессий данного типа:

  1. выраженные дефекты речи;
  2. монотонная невыразительная речь;
  3. замкнутость и необщительность;
  4. медлительность;
  5. равнодушие к окружающим людям;
  6. отсутствие бескорыстного интереса к другим людям.

Специфические требования:

  1. главные и дополнительные;
  2. постоянные и изменчивые.

Главные требования, без удовлетворения которых невозможно стать квалифицированным педагогом. Дополнительные требования, соответствие каждому из которых не является для педагога обязательным, но повышает его обучающий и воспитывающий потенциал, расширяет возможности воздействия на учащихся. Постоянные требования присущи педагогу любого исторического периода в любом обществе. Изменчивые требования, которые обусловлены особенностями данного этапа развития общества.

Главные постоянные требования:

1. любовь к детям;

2. любовь к пед деятельности;

3. наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету;

4. широкая общая эрудиция;

5. пед интуиция;

6. высоко развитый интеллект;

7. высокий уровень общей культуры и нравственности;

8. профессиональное владение разными методами обучения и воспитания детей.

Дополнительные относительно стабильные качества:

  1. общительность;
  2. артистичность;
  3. чувство юмора;
  4. хороший вкус и др.

Изменчивые требования:

Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т.е. требует новых психологических особенностей от членов общества. Система образования перестраивается вслед за обществом, но это происходит не сразу. Чтобы сформировать у учащихся нужные сегодня качества, педагоги сами должны овладеть этими качествами. Для этого необходимо приложить не мало усилий к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Новые цели обучения и воспитания задают новые требования к личности педагога. Главные тенденции современного общества – демократизация и гуманизация.

Изменчивые требования характерные для данного общества:

  1. самостоятельное принятие ответственных решений;
  2. ответственность за обустройство собственной жизни;
  3. демократия и плюрализм;
  4. отказ от диктата и давления на личность.

Умения и качества:

  1. логично и убедительно излагать свои мысли;
  2. внимательно слушать других;
  3. руководить людьми и принимать управленческие решения;
  4. расчетливость;
  5. деловитость;
  6. предприимчивость;
  7. бережливость;
  8. независимость;
  9. инициативность;
  10. грамотность;
  11. самостоятельность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: