Вопрос. Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс

Вопрос.

Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выделяются учебные алгоритмы.

Алгоритм (по Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми.

Алгоритм – система указаний об этих действиях и о том, какие из них и как надо производить.

Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы – пошаговая программа деятельности учения и преподавания.

Плюсы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. создается возможность индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения;
  2. осуществляется непрерывная обратная связь от ученик к учителю;
  3. ученик постоянно поддерживается в состоянии активной деятельности.

Минусы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. не всякий материал поддается пошаговой обработке;
  2. ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями;
  3. отсутствует творчество в учебной деятельности;
  4. дефицит общения и эмоций в обучении.

В современной школе возможна работа в компьютерных классах по обучающей программе для отработки навыков и контроля знаний. Полезно использовать для организации деятельности неуспевающих учеников, т.к. обеспечивается индивидуальный темп.

Теория Гальперина, предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ООД (ориентировочная основа действия), т.е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Человек должен знать, что произойдет и на чем нужно концентрировать внимание, чтобы выполнить действие безошибочно. Данное положение составляет основу теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД.

Виды ориентировок:

  1. ООД – конкретный образец – демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения;
  2. ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действий;
  3. ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного знания.

Типы ориентировок:

1. действия методом проб и ошибок;

2. предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия;

3. есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.

Согласно концепции Гальперина, предметное действие и выражающая его мысль – это звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное.

Гальперин выделяет шесть этапов:

  1. формирование мотивационной основы действия – предварительное ознакомление учащегося с целью обучения и создание внутренней мотивации;
  2. составление схемы ООД – ученик разбирается в содержании действия, свойствах предмета, в составе и порядке операций, в образце;
  3. формирование действия в материальной форме – действие выполняется как внешне практическое с реальными предметами, с преобразованным материалом (схем, чертежей). Все действия осознаются. Обязательное условие – сочетание материальной формы действия с речевой. Когда действие протекает безошибочно, то убирается ориентировочная карточка и материальные опоры;
  4. формирование действия в громкой речи – ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой речи, обращенной к другому человеку. Происходит скачек от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее развитие, но остается не сокращенным, не автоматизированным;
  5. формирование действия во внешней речи (про себя) – ученик использует ту же речевую форму, но без проговаривания;
  6. формирование действия во внутренней речи – ученик сообщает только конечный ответ, действие сокращенное легко автоматизируется.

Значение теории Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия.

Плюсы теории:

  1. сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;
  2. достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
  3. обеспечивается доступный контроль качества выполнения;
  4. возможна оперативная коррекция.

Минусы теории:

  1. существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;
  2. сложна разработка методического обеспечения алгоритма операций;
  3. у обучающихся формируется стереотипное мышление и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: