Для того чтобы успешно выполнять педагогическую деятельность необходимо иметь общие и специальные способности. Различают различные классификации пед способностей.
Крутецкий выделил девять групп пед способностей:
- академические - учитель знает свой предмет, постоянно следит за развитием своей науки, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему интерес;
- дидактические – способности передавать материал, делая его доступным, вызывать интерес у учащихся, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению и т.д. (учитель умеет сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным);
- перцептивные – способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика;
- речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесные формулировки, интонации, паузы, громкость), мимики и пантомимики. Речь учителя всегда обращена к ученикам и должна характеризоваться внутренней силой, убежденностью и заинтересованностью;
- организаторские – относятся к организации работы учеников и учителя. Педагог может сплотить ученический коллектив, правильно организовать собственную работу, контролировать ее;
- авторитарные – способности к эмоционально-волевому влиянию на учеников и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Зависят от волевых качеств учителя;
- коммуникативные – способности к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие пед такта;
- прогностические (пед интуиция) – способности выражаются в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении как необходимо вести себя при общении с каждым учеником;
- способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Кузьмина выделяет две группы способностей:
|
|
1. общие – наблюдательность, мышление, воображение;
2. специальные – лингвистические, артистические, математические, музыкальные, художественные, литературные.
Немов выделил перечень воспитательных способностей:
- способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);
- способность быть примером и образцом для подражания (в мыслях, чувствах, поступках);
- способность вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, добиваться высоких нравственных целей;
- способность приспособить воспитательное воздействие к индивидуальным особенностям ученика;
- способность вселять уверенность, успокаивать ребенка, стимулировать к самосовершенствованию;
- способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- способность вызывать к себе уважение, пользоваться неформальным признанием, иметь авторитет среди детей.