Вопрос. Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем

Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительный вклад в разработку внесли зарубежные и отечественные исследователи: Оконь, Махмутов, Матюшкин, Кудрявцев, Лернер и др. Одним из первых исследователей данной теории был польский педагог и психолог В.Оконь. Основные вопросы и положения изложил в работе «Основы проблемного обучении» (1964г.).

При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, т.е. процесс учения уподобляется научному поиску. Она отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, свойства решения, эксперимент, результат поиска. С помощью проблемного обучения пытались решить задачу развития творчества личности.

Проблемная ситуация (Матюшкин) – это определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний. Проблемная ситуация характеризует не задание, а знания ученика.

Виды проблемного изложения (обучения):

  1. проблемное изложение – учитель, сформулировав проблему, подробно и аргументировано раскрывает логику ее решения, ученики следят за ходом изложения, при этом, у них возникают вопросы, сомнения, возражения, и, таким образом, развивается критичность мышления, понимание проблемы и альтернативы ее решения;
  2. частично-поисковый (эвристический) – проблема дается ученикам для самостоятельного решения, но учитель может помочь при возникновении сложностей. Наиболее эффективной формой является эвристическая беседа;
  3. исследовательский – систематическое самостоятельное решение школьниками проблемных задач.

Этапы проблемного обучения:

Действия учителя Действия ученика
1. создает проблемную ситуацию 1. осознает противоречия в изучаемом явлении
2. организует размышления над проблемой и ее формулировкой 2. формулирует проблему
3. организует поиск гипотезы 3. выдвигает гипотезы, объясняющие явления
4. организует проверку гипотезы 4. проверяет гипотезы в эксперименте, решает задачи, анализирует
5. организует обобщение результатов и применение полученных знаний 5. анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

Плюсы проблемного обучения:

  1. развивает мыслительные способности учащихся;
  2. вызывает интерес к учению;
  3. развиваются творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей.

Минусы проблемного обучения:

  1. не всегда можно применить из-за характера изучаемого материала;
  2. не всегда можно применить из-за не подготовленности учащихся и квалификации учителя;
  3. требует от учителя глубоких знаний в своей области, владение техникой составления проблемных задач;
  4. требует большого количества времени на подготовление к урокам.

Раздел 3. Психология педагогической детельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: