Качества личности, которые необходимы для пед деятельности предложены в структуре личности разработанной Платоновым. Согласно этой схеме структура личности состоит из четырех иерархически расположенных слоев или подструктур:
Четвертая низшая подструктура, в основном биологически обусловленная, включает: темперамент, возрастные и половые свойства, на которые невозможно повлиять социальными средствами.
Третья подструктура состоит из индивидуальных особенностей психических процессов, сформированных путем упражнения на основе биологических задатков.
Вторая подструктура представляет собой опыт, в который входят знания, умения, навыки и привычки приобретенные путем обучения.
Первая подструктура (высшая) обусловлена исключительно социальным и включает в себя направленность, мотивационную сферу, нравственные качества и другие особенности, которые формируются путем воспитания.
От слоя к слою роль биологических характеристик уменьшается и возрастает роль социальных.
|
|
Зимняя выделяет на основе данной структуры три плана соответствующих психологических характеристик деятельности педагога:
Характер соответствия | пригодность | готовность | включаемость |
Полное соответствие | + | + | + |
Неполное, но легко вырабатываемое в результате практики | + | + | - |
Неполное, но может быть сформировано временем трудовой работы по самосовершенствованию и самообразованию | + | - | + |
Отсутствует, но может быть сформировано в результате учебно-профессиональной деятельности и длительного самовоспитания | + | - | - |
Отсутствует и не может быть сформировано | - | - | - |
Пригодность подразумевает то, может ли у данного индивида в перспективе быть сформировано психологическое соответствие требованиям той или иной профессиональной деятельности. Она определяется двумя низшими подструктурами личности (3, 4 стадии), т.е. биологическими, анатомо-физиологическими и когнитивными особенностями человека. Применительно к пед деятельности: норма интеллектуального развития, способность к эмпатии, преобладание стенических эмоций, нормальный уровень познания и коммуникативной активности, отсутствие противоречий профессии типа человек-человек.
Готовность пед деятельности включает пед качества приобретенные с опытом и воспитанием. Готовность предполагает осознанную направленность на профессии типа человек-человек, высокий уровень потребности в общении, потребность передавать свой опыт, знания и умения. Она опирается на 1ю и 2ю подструктуры.
Включаемость во взаимоотношения с другими людьми, она предполагает легкость установления контакта с собеседником, адекватность реагирования на его высказывания и действия, умение следить за его реакцией, получение удовольствия от общения.