Пед умения представляют собой совокупность различных действий учителя, посредством которых осуществляется его деятельность, умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Маркова выделяет четыре основных вида умений, которые включают девять групп:
- психолого-педагогические – умение работать в изменившихся пед ситуациях, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и заботиться об их психическом развитии:
- умения поставить пед задачу и при постановке ориентироваться на ученика;
- умения связанные с самим процессом обучения (Чему? Кого? Как учить?). чему? – умение работать с содержанием учебного материала, устанавливать межпредметные связи, обновлять предмет, умение формировать общеучебные умения и навыки у школьников; кого? – умение изучать психические функции учащихся и характеристики обученности и воспитанности, видеть реальные результаты и возможности школьников; как учить? – умение применять оптимальное сочетание приемов и форм учения, применять дифференциальный и индивидуальный подход к учащимся;
- умение использовать психолого-педагогические знания, передовой пед опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе.
- коммуникативные – умения связанные с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека (пед такт):
· умение ставит коммуникативные задачи, создавать условия для реализации внутренних резервов партнера по общению;
|
|
· умения, способствующие достижению высших уровней общения (умение понять позицию другого, проявит интерес к его личности, умение интерпретировать внутреннее состояние ученика по нюансам поведения).
- самонаправленные – умения необходимые для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя:
· умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимать значимость своей профессии, умение противостоять трудностям, умение управлять своими эмоциями, развивать пед способности и др.;
· умение осознавать перспективы своего профессионального развития.
- диагностико-прогностические – необходимы для составления верного представления об учащемся:
· умение определять знания учащихся в начале и конце учебного года, выявлять отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания, стимулировать учащихся к самообучению;
· умение оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, умение видеть ученика в целом и др.