double arrow

Общая характеристика педагогической деятельности


Характеристика основных функций педагогической деятельности

Во многих классификациях (Кузьмина, Щербаков, Богословский и др.) все педагогические функции делят на группы:

І. Целеполагающие:

1. ориентационная;

2. развивающая;

3. мобилизирующая;

4. информационная.

Данная группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями.

ІІ. Организационно-структурные

1. конструктивная – отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащегося, своей деятельности и др.;

2. организационная – реализуется через организацию различных видов деятельности учащихся, информацию в процессе ее подготовки, собственной деятельности и поведения;

3. коммуникативная – установление нравственных взаимоотношений;

4. гностическая (исследовательская) – предусматривает изучение содержания и способов воздействия на других людей, изучение возрастных и индивидуальных особенностей, особенностей и результатов собственной деятельности.

Пед деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее взаимодействие (воздействие) учителя и ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащегося. Одновременно деятельность учителя закладывает основы для саморазвития и самосовершенствования ученика.




Пед деятельность имеет свое предметное содержание:

1. мотивацию;

2. цели;

3. предмет;

4. средства;

5. способы;

6. продукт;

7. результат.

Предметом пед деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на усвоение общественного опыта.

Средства пед деятельности – научные знания как теоретические, так и эмпирические.

Способом передачи социокультурного опыта являются объяснение, показ, иллюстрация, совместная работа с учащимися по решению учебных задач, практика учащихся.

Продуктом пед деятельности (как и учебной деятельности) является формируемый индивидуальный опыт ученика, его знания и умения применять их на практике.

Результатами пед деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащихся, его совершенствование и становление как личности.

Цель пед деятельности – способствовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся.

Единство пед и учебной деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте, результате. Различия между пед и учебной деятельностью в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а пед деятельность – на самосовершенствование учащегося, т. е. другого человека.

Продукт и результат пед деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Степень слияния продукта и результата пед деятельности определяет еще одну специфическую характеристику – продуктивность (введено Кузьминой).

Выделяют пять уровней продуктивности пед деятельности:

1. минимальный (репродуктивный) – непродуктивный;

2. низкий (адаптивный) – малопродуктивный;

3. средний (локально-моделирующий) – среднепродуктивный;

4. высокий (системно-моделирующий знания учащегося) – продуктивный;

5. высокий (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) – высокопродуктивный.







Сейчас читают про: