Задачи маркетинга

Цели маркетинга

Эволюция концепции маркетинга

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения маркетинга

Раздел 1. Методологические основы маркетинга

2/2 Тема 1:ВВЕДЕНИЕ

План урока: 1. Введение

Маркетинг, как наука сравнительно недавно стал обладать умами предпринимателей и бизнесменов России. До недавнего времени такого предмета не было даже в экономических институтах России, а сейчас его изучают студенты практически всех специальностей. Это связанно с тем, что маркетинг – одна из основных дисциплин профессиональных деятелей рынка, руководителей предприятий, менеджеров, работников сбыта, рекламы и др.

Как же давно появилась маркетинговая деятельность? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать ни историки ни экономисты. Существует множество предположений на эту тему, но если перелистать страницы истории, то можно увидеть что маркетинг существовал еще много веков назад, и свое рождение он получил вместе с развитием торговых отношений.

Н-р: 1792-1750 гг до н.э. правление вавилонского царя Хаммурапи, известного своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа. В них есть и «законы о собственности» и разные виды аренды, и условия совершения торговых сделок, регламентация соглашений о товариществах, вопросы наследования и возмещения убытков

В древнеиндийском трактате 4 века «Артхашастра»(наука о пользе практической жизни)много внимания уделено системе управления налогами, монетным двором т.е. системе управления государственной казной.

В XIIIв во Франции происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, на которых активно использовались и расчеты при помощи векселей.

В результате великих географических открытий происходит резкое расширение сферы мировой торговли. Из 510 млн. км2 земной поверхности в 1400г. Европейцам были известны лишь 50. Но к 1500г. Обследованная площадь составила 110, а еще через 100 лет 310 млн км2 . Торговые пути перемещаются на Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Если венецианцы ежегодно доставляли в Европу 200 тонн пряностей, то сразу после открытия морского пути в Индию, португальцы стали перевозить 7000 т. пряностей. Происходит резкая активация биржевой торговли.

В 1653г. В России по просьбе виднейших купцов вводится единая система взимания таможенных пошлин.

[Это только некоторые факты, говорящие о том, что маркетинг, как философия бизнеса возник с началом товарообменных операций]

Теория маркетинга отмечает, что примерно в 1650г. А Японии первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, предвосхитившую на 250 лет то, что осуществляли потом крупнейшие фирмы, а именно: стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства.

[Экономическая литература запада, считает родиной современного маркетинга – США т.к. первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия был К. Маккормик – американский механик из международной кампании по производству уборочных машин. Он ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание]


Маркетинг – Это человеческая деятельность направленная на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.

Суть маркетинга в том, чтобы производить и продавать товары необходимые покупателям а не продавать то, что уже произведено.

Нужда – чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком. (в пище, одежде, жилище, образовании, и т.п.)

Потребность – нужда принявшая специфическую форму в соответствие с культурным уровнем и индивидуальностью потребителя.

Спрос- потребность подкрепленная покупательской способностью.

Предложение – количество товаров и услуг которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода времени.

Товар – все то, что может удовлетворить потребность или нужду, предлагается на рынке.

Услуга – Действие приносящее пользу, помощь другому.

Сделка – коммерческий обмен ценностями, между двумя сторонами. Если сделка предполагает обмен товарами, то она называется бартерной.

Цена – отпускная стоимость товара, услуги в денежном выражении.

Полезность продукта – способность товара или услуги удовлетворять потребности потребителя от пользования данной услугой или товаром.

Концепция маркетинга – определяет ориентиры кампании на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующей потребности и получения прибыли. (Концепция – определенный способ понимания, трактовки конкретных явлений, процессов и категорий.)

Эволюция концепции маркетинга может быть представлена следующей поэтапной схемой формирования и развития.

1. Натуральное хозяйство, отсутствие маркетинга. Охотник гончар

Полное удовлетворение прожиточных потребностей

на основе создания определенных «нужных» товаров. Земледелец рыбак

Самообеспечение (попрошайничество)

 
 


2. Натурально- товарное хозяйство. Охотник гончар

Маркетинг отсутствует, но зарождаются

примитивные формы обмена товарами. Земледелец рыбак

Децентрализованный обмен

3. Появление товарно–денежных отношений. Охотник гончар

Зарождение элементов маркетинговой деятельности Рынок

в виде ценовой политики, рекламы, Земледелец рыбак

развития сбытовой деятельности.

Централизованный обмен

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товаров

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями приходится быть продавцам (предложение превышает спрос. Н-р: Чистая конкуренция. продовольственные, вещевые рынки, магазины, ремонтные мастерские, фото-ателье и т.п.)

Рынок продавца – это такой рынок на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям. (Спрос превышает предложение. Н-р: Монополии. Предоставление коммунальных услуг. Прием акций, Банковские операции, и т.п.)


Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке, на данный момент или в какой-то ограниченный момент времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом:

· Постоянно действующие (Изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий, НТП, воздействие гос. сектора экономики, инфляция)

· Непостоянно действующие ( Сезонность производства или завоза продукции, стихийные бедствия, локальные конфликты, влияние конкурентов ) которые предвидеть трудно и которые учитываются по факту.

Управление маркетингом – анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий рассчитанных на укрепление, установление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достижения определенных задач организации. (получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка).

Задача управления маркетингом - заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении поставленных целей.(Попросту говоря управление маркетингом это управление спросом)

Можно выделить следующие задачи маркетинга в организационно-технологической целостности хозяйства.

1. Непосредственная связанность производственных процессов, благодаря инфраструктурному единению.(инфраструктура- отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества)

2. Достижение соединения всех промежуточных конкретных производств таким образом, чтобы «выход» продукта из одного производства, был одновременно «входом» в другое, при оптимальном времени на транспортировку.

3. Ориентация конечного продукта (услуги) на конкретного потребителя.

Успешное решение перечисленных маркетинговых задач, предполагает реализацию фирмами 2х важнейших условий:

1) Ориентация на рыночную стратегию в целом, а не на минимизацию расходов в отдельных звеньях цепи товародвижения

2) Постановки каждой фирмой перед собой четких целей по активации рыночных усилий и завоевание сегментов рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: