1. Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту? Какую работу предпочли бы Вы после окончания колледжа специалиста по маркетингу или специалиста по сбыту?
2. Вы собираетесь пойти позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «обменная сделка», «Рынок».
3. Как Вы думаете почему в последнее время маркетинг стали применять многие некоммерческие организации?
4. На каких основных понятиях основана маркетинговая деятельность?
2/4 Тема 2: «Концепции развития рыночных отношений»
Изучая маркетинг, следует различать две стороны проблемы: маркетинг как концепция (теория деятельности) и маркетинг как образ действия т.е. практический маркетинг.
Концепция в маркетинге – система научно обоснованных правил об управлении производственно сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия в условиях рыночной экономики.
Существует 5 основных концепций (подходов) на основе которых предприятия строят свою маркетинговую деятельность:
|
|
1. Концепция совершенствования производства. Утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно продавцы должны сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства с целью сокращения издержек и улучшения системы распределения товара.
Применение системы возможно в двух случаях: 1) Спрос на товар превышает предложение, поэтому необходимо сосредоточить силы на увеличении производства. 2) Себестоимость товара слишком высока, ее необходимо снизить чтобы повысить производительность и прибыль.
2. Концепция совершенствования товара. Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам высшего качества, лучших эксплуатационных свойств и характеристик, следовательно предприятие должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.
(Данная концепция приводит к маркетинговой близорукости. Н-р: руководство железных дорог когда-то полагало, что населению нужны поезда, а не средства транспорта, и не заметила растущей конкуренции со стороны авиалиний, автобусов и т.д.)
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Она утверждает, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если не принять значительных усилий в сфере стимулирования сбыта товара. Цель – всячески «завести» клиента и заставить его купить товар. Главное – продать товар, а не терзаться по поводу будущей удовлетворенности покупателя, его качественными характеристиками.
4. Концепция маркетинга. Утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Девиз: «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести». Это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности для достижения целей предприятия.
|
|
Рей Крок вместо ресторана в пригороде Чикаго, штат Иллинойс, установил лоток с гамбургерами и напитками «Макдоналдс». Так появились недорогие полуфабрикаты и быстрое приготовление вкусных блюд фирмой «Макдоналдс». Маркетинговые исследования ресторанного бизнеса и потребности людей в еде дали возможность сформулировать и внедрить в свое дело фирме «Макдоналдс» 4 принципа успеха: качество, культура обслуживания, чистота и доступность.. Сегодня фирма «Макдоналддс» это 11 тыс. ресторанов, из них более 2тыс. за границей США, в 52 странах (В России у «Макдоналдс» 56 закусочных)
5. Концепция социально-этического маркетинга. Утверждает, что задача организации – удовлетворение нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными чем у конкурентов методами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Производство и сбыт должны сохранять экологию и природные богатства, служить развитию культурного и социального уровня общества не вредить здоровью человека способствовать повышению престижа страны