Их художественное своеобразие

Тема: Роль С.Я. Маршака в развитии ДЛ.

Стихи, сказки, пьесы Маршака для детей,

ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, учить различать пьесы и сказ­ки автора и народные;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет поэта, выставка его книг. Иллюстративный материал.

ТЕМА: Роль С.Я.Маршака в развитии детской литературы. Стихи, сказки, пьесы, их художественное своеобразие. (1887-1964)

1д/з

1.Сравнительный анализ по рядам.

2.Рецензия на зарубежную сказку

3.Пересказ и анализ русской сказки

П. Основная часть

1.0 Маршаке

2.С.Я.Маршак - автор широко известных, любимых детьми оригинальных произведений и поэтических переводов зарубежных писателей, один из зачинателей и основоположников отечественное ДЛ.

Маршак, как и Чуковский, совершивший подобное на своих путях, «сделал замечательное открытие. Он открыл литературу для детей в качестве самого ор­ганического, самого устойчивого пласта демократической культуры... Детский стишок и сказка становятся...основой общенациональной культуры, той культур­ной платформой, которая объединяет всех, говорящих на данном языке. В детском стишке и сказке происходит причащение родной культуре» (Петровский М.С. «Маршак: Судьба и наследие»)

Стиль Маршака-художника - стиль сказочного реализма. Ребенок-победитель. Эта идея изнутри освещает все творчество Маршака, убежденного, что память детства - путеводная нить в судьбе человека. И в зависимости от того, на­сколько он способен сохранить неповторимость первых впечатлений бытия, так или иначе складывается его биография.

Наряду со сказками Маршака привлекали и такие жанры детской поэзии, как рассказы и повести в стихах, поэмы и баллад («Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Баллада о памятнике сати­рический памфлет «Мистер:Твистер» и стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк»).

Лирика Маршака для детей - «Разноцветная книга», «Круглый год», «Лесная книга» - появились вскоре после ВОВ, но ей предшествовали стихи о детях и детст­ве, написанные в 30-е годы: «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк», «Усатый -полосатый», «Кот и лодыри», «Веселое путешествие от А до Я», «От одного до дести» и др.

Еще одна область Маршака - переводы: сборник английских народных песе­нок «Дом, который построил Джек», чешский «Хоровод», сборник латышского фольклора «Лесная колыбель», переводы стихов Э.Лира, Р.Киплинга, Дж.Родари, Шекспира.

Ш.Д/з

1.Чтение наизусть

2.Выразительное чтение и анализ пьесы «12 месяцев», «Кошкин дом», «Те­ремок» (оформить анализ на одну из сказок!)

3.Анализ сборников «Круглый год», «Словарь», «Лесная книга» (по рядам)

С.Я. Маршак оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была ДЛ.

Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в ДЛ. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И. Василье­вой написал ряд пьес-сказок, среди них «Терем-теремок», «Кощкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». Впоследствии все эти сказки были им доработаны.

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные иг­ры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немного­словны, но выразительно. Особенности этих пьес - повторяемость эпизодов, непре­рывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к много­актным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя боятся - сча­стья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами - всем тем, чем богат народный театр.

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922-1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Поч­та», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами.

Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анек­дотическая история, цикл лирических миниатюр.

Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герои». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действий. Все эти средства де­лают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная кни­га», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в ли­рической стихии. Эти циклы - россыпь самых разных стихотворных форм, среди которых маленький читатель легко выберет строфу себе по вкусу.

Особая заслуга Маршака - создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского вос­питания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжку», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу».

Первый политический памфлет для дошкольников - «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров - социализма и капитализма - не была сама по себе новой в ДЛ, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение. Удачно был выбран угол зрения на Страну Советов: ее видит самодоволь­ный богатый иностранец. Кинематографически стремительное действие, оточенные реплики героев, веселая словесная игра передают четкий ритм жизни в молодой стране.

Маршак знаток и ценитель народного творчества, составил сборник сказок разных народов; для чего он перевел стихами литовские, норвежские, монгольские, кавказские сказки, подобрал русские. Особой его любовью пользовались народные детские песенки: он переводил их с английского, чешского, литовского языков.

В 1952 году Маршак представил русским детям итальянского писателя Джанни Родари, переводя циклы стихов «Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремесла» и др. Кроме того, для спектакля по сказке Родари «Приключения Чиполлино» Маршак написал песню Чиполлино и песню Старого Помидора.

Творчество Маршака - поэта, драматурга, переводчика и редактора - до сих пор остается живой классикой ДЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: