Детской литературе

1д/з

1.Пересказ, анализ циклов Житкова

2.Энциклопедия «Что я видел»

II. Основная часть

Значительное место в литературе для детей занимает тема природы, «братьев наших меньших», которая получила развитие в творчестве М.Пришвина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Е.Чарушина, Э.Шима, Г.Снегирева, О.Перовской, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого и др. и х рассказы, неся огромное по­знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор­мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник...

Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска­зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателей зару­бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.

М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета - природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.

Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Г.Скребицкий «Четыре художника»), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин «Времена года», «Золотой луг», «Этажи леса»; И.Соколов-Микитов «Русский лес», «Весна в лесу»), и басни (С.Михалков «Аист и лягушки», «Осел и бобр»), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Логово рыси»; К.Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Е.Чарушин «Медведь-рыбак», «Том-кины сны», «Лисята», «Волчишко»; М.Пришвин «Еже» и др.), об обитателях мор­ского дна (Н.Надеждина «Моревизор» уходит в плавание»).

Читая эти рассказы, ребята входят в мир единения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родине.

«Образ Родины - рассуждал В.Бианки, - складывается не только из раз­мышлений уэюе взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет­ства, часто совсем мимолетных и будто бы незначительных. Например, для рус­ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве­сенних проталин... А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род­ной землей!»

Ш.Д/з

1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др. (пересказ и анализ, об авторе)

2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)

Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима­ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания. Мед­ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го­сударственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.

Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать чи­тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че­ловека за сохранение общего дома - прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами - «соседями по планете» - прони­зывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное от­ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э. Шима, С. Романовского «Град», «Белый конь», «Си­няя птица», «Озеро Емельяна Пугачева».

Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководили.

Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: «С севера на юг» (1987), «Под шапкой невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971), «Силуэты на обла­ках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981). Для выражения не­повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор­мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика - все это окрашено неповторимой писательской мане­рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де­тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: «Ребята и утята», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Дедушкин валенок».

Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была написана М. При­швиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель на­звал «Кладовую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окру­жает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей - эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия.

В.В. Бианки (1894-1959) создал для маленьких читателей множество произ­ведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Писатель стремился до­нести до детей поэтическое мироощущение «жизнь - сказка»; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми. Сохранить в душе поэзию, считал он, - одно из важнейших условий становления полноценной личности. («Путешествие красноголового воробья», 1923; «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Чьи это ноги?». «Кто чем поет», «Первая охота»). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, - «сказки -несказки» («Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Четыре времени года»).

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природо­ведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над мате­риалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. В дальнейшем от издания к изданию частично менялся ее состав, а также и отношение автора к своей задаче, его требования к популяризации научных сведений о природе. Но еще с журнальный публикаций Бианки видел глав­ную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать органическую связь природы и че­ловека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы.

Е.И. Чарушин (1901-1965) автор произведений: «Шур», «Волчишко и дру­гие», «Облава», «Джунгли - птичий рай», «Мохнатые ребята». Уже первые произве­дения определили место Е. Чарушина в ДЛ: блестящий рассказчик-анималист с ост­рым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен­нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой­ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина вос­приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе­редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам («Медведь-рыбак», «Пу­тешественники»). Дети в рассказах Чарушина - тоже исследователи природы, а час­то и ее ученики («Что за зверь?», «Хитрая мама», «Удивительный почтальон»).

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

К.Г. Паустовский (1892-1968) - писатель, в чьем творчестве высокая поэтич­ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в «любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле­дует посвятить себя целиком («Северная повесть», «Колхида», 1934; «Черное море», 1936; «Кара-Бугаз», 1932; «Мещерская кладовая», 1930).

Многие из рассказов «Мещерская сторона», составивших это мозаичное по­вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях («Барсучий нос», 1935; «Ленька с Малого озера», 1937; «Зая­чьи лапы», 1937; «Кот-ворюга», 1936).

Характерная черта сказок Паустовского - искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи - «артельные мужички», лягушка-квакша или «за­ботливый цветок» - помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям («Дремучий медведь», 1948; «Растрепанный воробей», 1948; «Теплый хлеб», 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе - вот идеал К. Паустовского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: