Когда проводился опрос?

Учитывались ли ответы всех респондентов?

Это важно знать, поскольку один из самых простых способов подтасовать результат опроса — использовать ответы только части респондентов. Например, существуют значительные различия во мнениях демократов и республиканцев по вопро­сам выборов. Опрос, проведенный среди демокра­тов и представленный как мнение взрослого насе­ления, будет явной подтасовкой. Кого вы не смогли опросить? Вы должны знать, сколько респондентов отказались участвовать в опросе и сколько из них не было опрошено по другим причинам. Про­цент неопрошенных составляют респонденты, которых должны были опросить, но не опроси­ли. К их числу относятся те, кто отказался отвечать или кого не смогли застать дома.

Результаты опроса должны оцениваться по-разному, если в одном случае из 1000 участников съезда опросили 100 выбранных по научной методике респондентов, а в другом — 100 добро­вольцев.

Поскольку некоторые важные события могут оказать решающее влияние на результаты опро­са или даже перечеркнуть их, ваша оценка результатов должна зависеть от того, как соотносилось время проведения опроса с этими событиями. К ним можно отнести обращение президента к народу, биржевую панику, эколо­гическую катастрофу и так далее.

С этой точки зрения результаты опроса не­дельной или месячной давности могут иметь ценность в исторической перспективе, но ока­заться бесполезными с точки зрения новостной. Как проводились интервью?

Этим следует непременно интересоваться. Имеется три основных способа проведения интервью: лично, по телефону или по почте. В настоящее время большинство опросов про­водятся по телефону из специального центра. Тем не менее, иногда все еще практикуется интервьюирование на дому. Некоторые опро­сы проводятся по почте. В научно-организо­ванных опросах исследователи сами выбира­ют получателей анкет. Опросы по почте — прекрасный источник информации, но такие исследования длятся неделями, что, как пра­вило, влияет на их актуальность. Кроме того, опросы по почте дают низкий процент возвра­щаемых обратно анкет.

Исследования, проводимые в торговых цен­трах, магазинах и ресторанах, возможно, имеют значение для тех, кто их финансирует, но публиковать эти результаты в прессе не имеет смысла. Такие опросы могут послужить темой для интересного репортажа, но их нельзя рас­сматривать как отражение общественного мне­ния.

Опрос проводился среди добровольцев? Если перед вами результаты опроса, прове­денного по методике типа «позвоните нам», «напишите нам» или «вырежьте купон и при­шлите», то мы не советуем его публиковать, так как респонденты отбирались здесь на добро­вольной основе. Такие псевдоопросы ничего не значат. Запомните, что цель здесь — узнать мнение населения, а не конкретных респонден­тов. Результаты этих опросов не отражают точку зрения сколько-нибудь большой группы людей. Какова допустимая погрешность в результатах опроса?

Непременно задайтесь этим вопросом. Про­веденный по научной методике опрос 1000 респондентов может правильно отражать мне­ние 185 миллионов взрослых американцев. Это значит, что если бы мы попытались охватить все 185 миллионов, то результаты были бы примерно одинаковы. Что же будет, если опрос по той же теме вновь повторится среди новых 1000 респондентов и получится немного отличаю­щийся результат? Ничего страшного. Будьте уверены, ни одно из исследований не содержит ошибки. Такая разница происходит из-за выбо­ра случайных респондентов и часто называется погрешностью выборки. Это различие не явля­ется ошибкой в обычном смысле, а лишь мерой степени приблизительности результата.

Погрешность выборки («границы погреш­ности») обычно сообщаются для сложных ис­следований. Так, например, погрешность в 3 процента в общенациональном опросе означа­ет, что результаты верны с точностью ±3 про­цента. Это также означает, что можно доверять результатам с точностью до 95 процентов, и разброс мнений на 3 процента ниже или выше того, что дало бы интервьюирование всех и каждого.

Запомните, что погрешность не имеет от­ношения к таким методическим проблемам, как согласие или несогласие респондентов участвовать в опросе, поняты или не поняты вопросы.

Погрешность одинаково относится к каждой полученной цифре, которая может быть соот­ветственно на 3 процента выше или ниже. Таким образом, при сравнении, например, рейтинга двух кандидатов на президентский пост, каж­дый из двух показателей может содержать пог­решность.

Тут возникает трудная проблема: как оцени­вать результат исследования, когда кандидаты идут «ноздря в ноздрю»? Естественно, когда кандидат А опережает кандидата В на большее л возникает. Когда же разрыв меньше погрешности, то вы не можете утверждать, что один кандидат впереди другого. В таких случаях говорят, что кандидаты «имеют примерно рав­ные шансы» или «имеют небольшой разрыв».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: