Учитывались ли ответы всех респондентов?
Это важно знать, поскольку один из самых простых способов подтасовать результат опроса — использовать ответы только части респондентов. Например, существуют значительные различия во мнениях демократов и республиканцев по вопросам выборов. Опрос, проведенный среди демократов и представленный как мнение взрослого населения, будет явной подтасовкой. Кого вы не смогли опросить? Вы должны знать, сколько респондентов отказались участвовать в опросе и сколько из них не было опрошено по другим причинам. Процент неопрошенных составляют респонденты, которых должны были опросить, но не опросили. К их числу относятся те, кто отказался отвечать или кого не смогли застать дома.
Результаты опроса должны оцениваться по-разному, если в одном случае из 1000 участников съезда опросили 100 выбранных по научной методике респондентов, а в другом — 100 добровольцев.
Поскольку некоторые важные события могут оказать решающее влияние на результаты опроса или даже перечеркнуть их, ваша оценка результатов должна зависеть от того, как соотносилось время проведения опроса с этими событиями. К ним можно отнести обращение президента к народу, биржевую панику, экологическую катастрофу и так далее.
|
|
С этой точки зрения результаты опроса недельной или месячной давности могут иметь ценность в исторической перспективе, но оказаться бесполезными с точки зрения новостной. Как проводились интервью?
Этим следует непременно интересоваться. Имеется три основных способа проведения интервью: лично, по телефону или по почте. В настоящее время большинство опросов проводятся по телефону из специального центра. Тем не менее, иногда все еще практикуется интервьюирование на дому. Некоторые опросы проводятся по почте. В научно-организованных опросах исследователи сами выбирают получателей анкет. Опросы по почте — прекрасный источник информации, но такие исследования длятся неделями, что, как правило, влияет на их актуальность. Кроме того, опросы по почте дают низкий процент возвращаемых обратно анкет.
Исследования, проводимые в торговых центрах, магазинах и ресторанах, возможно, имеют значение для тех, кто их финансирует, но публиковать эти результаты в прессе не имеет смысла. Такие опросы могут послужить темой для интересного репортажа, но их нельзя рассматривать как отражение общественного мнения.
Опрос проводился среди добровольцев? Если перед вами результаты опроса, проведенного по методике типа «позвоните нам», «напишите нам» или «вырежьте купон и пришлите», то мы не советуем его публиковать, так как респонденты отбирались здесь на добровольной основе. Такие псевдоопросы ничего не значат. Запомните, что цель здесь — узнать мнение населения, а не конкретных респондентов. Результаты этих опросов не отражают точку зрения сколько-нибудь большой группы людей. Какова допустимая погрешность в результатах опроса?
|
|
Непременно задайтесь этим вопросом. Проведенный по научной методике опрос 1000 респондентов может правильно отражать мнение 185 миллионов взрослых американцев. Это значит, что если бы мы попытались охватить все 185 миллионов, то результаты были бы примерно одинаковы. Что же будет, если опрос по той же теме вновь повторится среди новых 1000 респондентов и получится немного отличающийся результат? Ничего страшного. Будьте уверены, ни одно из исследований не содержит ошибки. Такая разница происходит из-за выбора случайных респондентов и часто называется погрешностью выборки. Это различие не является ошибкой в обычном смысле, а лишь мерой степени приблизительности результата.
Погрешность выборки («границы погрешности») обычно сообщаются для сложных исследований. Так, например, погрешность в 3 процента в общенациональном опросе означает, что результаты верны с точностью ±3 процента. Это также означает, что можно доверять результатам с точностью до 95 процентов, и разброс мнений на 3 процента ниже или выше того, что дало бы интервьюирование всех и каждого.
Запомните, что погрешность не имеет отношения к таким методическим проблемам, как согласие или несогласие респондентов участвовать в опросе, поняты или не поняты вопросы.
Погрешность одинаково относится к каждой полученной цифре, которая может быть соответственно на 3 процента выше или ниже. Таким образом, при сравнении, например, рейтинга двух кандидатов на президентский пост, каждый из двух показателей может содержать погрешность.
Тут возникает трудная проблема: как оценивать результат исследования, когда кандидаты идут «ноздря в ноздрю»? Естественно, когда кандидат А опережает кандидата В на большее л возникает. Когда же разрыв меньше погрешности, то вы не можете утверждать, что один кандидат впереди другого. В таких случаях говорят, что кандидаты «имеют примерно равные шансы» или «имеют небольшой разрыв».