Сколько респондентов было опрошено?
Кто оплачивал исследование и почему оно проводилось?
Это вы должны выяснить, чтобы узнать, кто счел проблему настолько интересной, что не пожалел денег на выяснение мнения людей по тому или иному поводу. Опросы общественного мнения обычно устраиваются не из праздного любопытства. Каждый имеет определенную цель: либо получить ценную информацию, либо добиться успеха в конкретном деле. Газета может использовать результаты опроса для подготовки важного материала, политик, чтобы переизбираться на очередной срок, а компания — для увеличения спроса на свои товары. Политическая группа может показать на основе опроса, что ее точка зрения разделяется всей страной.
Для вас, как журналиста, важно определить, не являются ли цели опроса сомнительными и не ставятся ли под сомнение результаты настолько, что о них лучше не писать.
Примерами таких сомнительных исследований являются опросы, проводимые политическими группами в ходе выборных и других кампаний. Они проводятся исключительно с целью помочь кандидату победить. Результаты таких опросов следует освещать с большой осторожностью.
|
|
Эта информация важна не меньше, чем предыдущая. Поскольку опросы дают лишь приблизительный ответ на вопрос, чем больше людей опрошено, тем точнее результат.
В то же время вы должны знать, что «больше» не всегда означает «лучше».
Это ключевой момент, позволяющий судить является ли опрос научно обоснованным или вам морочат голову самодеятельной ерундой. При научном подходе организаторы используют специальные методы отбора респондентов. При ненаучном респондентами являются добровольцы.
Метод, который используют организаторы опросов, основан на математическом расчете, когда известна вероятность отбора конкретного респондента в определенной группе населения. Такой метод называется ВЫБОРКОЙ или набором СЛУЧАЙНЫХ НОМЕРОВ. Только при этой методике опрос 1000 американцев может отражать мнение всех 185 миллионов взрослых американцев. Но, даже применяя таковую, не всегда можно обеспечить случайность выбора респондентов. Некоторые могут не иметь телефона, отказаться отвечать или просто отсутствовать.
Из какой географической местности (страна, штат или район) или по каким другим признакам (профессия, политическая ориентация) отбирались респонденты?
Крайне важно знать, что опросы, проводимые по научной методике, могут отражать мнение гораздо большего числа населения по сравнению с количеством опрошенных. Нужно знать, например, отражает ли результат опроса мнение всей нации или только жителей одного штата. Если речь идет об опросе по телефону, то, естественно, респондентами являются те, кто имеет телефоны. Возможно, таких подавляющее большинство, но подобный опрос автоматически исключает бедных, бездомных, пациентов больниц и, таким образом, не может считаться абсолютно объективным.
|
|
Совершенно необходимо знать, какую группу населения представляют респонденты. Например, опрос среди бизнесменов отражает интересы только этой группы, а не всего взрослого населения. Результат опроса может представлять мнение всех американцев, если только он проводился среди представителей всех групп взрослого населения. Особенно это касается исследований по политическим вопросам. Имеет значение способ отбора респондентов в исследованиях, проводимых перед первичными или основными президентскими выборами.