Чем отличается результат и если отличается, то почему?

Какие еще опросы проводились по данной теме?

В каком порядке задавались вопросы?

Как формулировались вопросы?

Какие ошибки могут исказить результаты ис­следования?

Знание этого необходимо. Погрешность выборки не единственный и не основной источ­ник ошибок при опросах общественного мне­ния. Мы останавливаемся на ней подробно только потому, что погрешность может быть выражена в конкретных числах. Формулировка вопросов и их последовательность являются другим источником искажений. С этой точки зрения вопросы нуждаются в изучении на пред­мет их непредвзятости.

Спросите, «взвешивались» ли результаты. Этот процесс используется обычно для расчета степени приблизительности результата и поп­равки, в зависимости от демографии выборки. Помните, что эту методику можно также ис­пользовать и для подтасовки результатов.

Другими источниками ошибок могут быть плохая подготовка интервьюеров, слабое руко­водство ими, погрешности при обработке пред­варительных данных, прочие технические труд­ности.

Выяснение этого важно, так как формули­ровка вопросов в большой степени влияет на результат. Самая лучшая проверка формулиров­ки — ваша реакция на нее. Считаете ли вы вопрос беспристрастным? Предоставляет ли он право выбора? Смогли бы ваши знакомые отве­тить на задаваемые вопросы?

Вопросы особой социальной важности (про­блема абортов и т.п.) должны обязательно про­звучать в вашем журналистском материале. В любом случае вы должны, по меньшей мере, ознакомиться с точной их формулировкой.

Очередность вопросов также влияет на резуль­тат исследования. Например, если в период эконо­мического спада, вы поставите на первое место вопрос об оценке экономической ситуации, а затем попросите высказать мнение о президенте, то, скорее всего, рейтинг популярности президента будет ниже, чем если бы вопросы задавались в Другой последовательности. То же самое с обрат мического подъема. Словом, на один и тот же вопрос можно получить разные ответы в зависи­мости от его места в анкете.

Это важно знать, поскольку результаты опро­са, с которым вы в настоящее время работаете, нужно сравнить с результатами предьщущих исследований по этой теме.

Если они различны, то обратите внимание на время проведения предыдущего опроса. Неоди­наковые результаты могут отражать изменение общественного мнения.

Если опросы проводились в одно и то же время и на результаты не могли повлиять другие факторы, то нужно связаться с организаторами и спросить о причинах, вызвавших такие разли­чия. Противоречащие друг другу опросы общес­твенного мнения, являются замечательным материалом для статьи.

Итак, результаты опроса показывают, что предвыборная гонка закончена. Что дальше?

Независимо от качества опроса, величины выборки и степени погрешности, предвыбор­ное исследование не может предугадать, побе­дит претендент или нет. В жизни все меняется быстро, а в политике особенно.

Проводился ли опрос с целью сбора средств?

Не отказывайтесь это выяснить, ибо тут может обнаружиться еще один пример псевдо­исследования. Организация рассылает анкеты с вопросами большому количеству адресов. Анке­та завершается просьбой к респонденту сделать пожертвование или взнос. Респондент должен направить некую сумму денег на поддержку соответствующей организации или на покрытие расходов исследования.

Люди, которые откликаются на такие прось­бы, как правило, поддерживают цели организа­ции. Вопросы в таких исследованиях обычно пристрастны и результаты не имеют научного значения.

Такая методика часто используется различ­ными организациями от политических партий и движений до благотворительных организа­ций. Если вы уверены, что опрос производится с целью сбора средств, то можете спокойно отправить его в мусорную корзину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: