Какие еще опросы проводились по данной теме?
В каком порядке задавались вопросы?
Как формулировались вопросы?
Какие ошибки могут исказить результаты исследования?
Знание этого необходимо. Погрешность выборки не единственный и не основной источник ошибок при опросах общественного мнения. Мы останавливаемся на ней подробно только потому, что погрешность может быть выражена в конкретных числах. Формулировка вопросов и их последовательность являются другим источником искажений. С этой точки зрения вопросы нуждаются в изучении на предмет их непредвзятости.
Спросите, «взвешивались» ли результаты. Этот процесс используется обычно для расчета степени приблизительности результата и поправки, в зависимости от демографии выборки. Помните, что эту методику можно также использовать и для подтасовки результатов.
Другими источниками ошибок могут быть плохая подготовка интервьюеров, слабое руководство ими, погрешности при обработке предварительных данных, прочие технические трудности.
|
|
Выяснение этого важно, так как формулировка вопросов в большой степени влияет на результат. Самая лучшая проверка формулировки — ваша реакция на нее. Считаете ли вы вопрос беспристрастным? Предоставляет ли он право выбора? Смогли бы ваши знакомые ответить на задаваемые вопросы?
Вопросы особой социальной важности (проблема абортов и т.п.) должны обязательно прозвучать в вашем журналистском материале. В любом случае вы должны, по меньшей мере, ознакомиться с точной их формулировкой.
Очередность вопросов также влияет на результат исследования. Например, если в период экономического спада, вы поставите на первое место вопрос об оценке экономической ситуации, а затем попросите высказать мнение о президенте, то, скорее всего, рейтинг популярности президента будет ниже, чем если бы вопросы задавались в Другой последовательности. То же самое с обрат мического подъема. Словом, на один и тот же вопрос можно получить разные ответы в зависимости от его места в анкете.
Это важно знать, поскольку результаты опроса, с которым вы в настоящее время работаете, нужно сравнить с результатами предьщущих исследований по этой теме.
Если они различны, то обратите внимание на время проведения предыдущего опроса. Неодинаковые результаты могут отражать изменение общественного мнения.
Если опросы проводились в одно и то же время и на результаты не могли повлиять другие факторы, то нужно связаться с организаторами и спросить о причинах, вызвавших такие различия. Противоречащие друг другу опросы общественного мнения, являются замечательным материалом для статьи.
|
|
Итак, результаты опроса показывают, что предвыборная гонка закончена. Что дальше?
Независимо от качества опроса, величины выборки и степени погрешности, предвыборное исследование не может предугадать, победит претендент или нет. В жизни все меняется быстро, а в политике особенно.
Проводился ли опрос с целью сбора средств?
Не отказывайтесь это выяснить, ибо тут может обнаружиться еще один пример псевдоисследования. Организация рассылает анкеты с вопросами большому количеству адресов. Анкета завершается просьбой к респонденту сделать пожертвование или взнос. Респондент должен направить некую сумму денег на поддержку соответствующей организации или на покрытие расходов исследования.
Люди, которые откликаются на такие просьбы, как правило, поддерживают цели организации. Вопросы в таких исследованиях обычно пристрастны и результаты не имеют научного значения.
Такая методика часто используется различными организациями от политических партий и движений до благотворительных организаций. Если вы уверены, что опрос производится с целью сбора средств, то можете спокойно отправить его в мусорную корзину.