Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 305 УК)

Повреждение или разрушение трубопроводов (ст. 304 УК)

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности эксплуатации трубопроводов. Непосредственным дополнительным объектом - жизнь и здоровье потерпевших.

Объективная сторона рассматриваемого преступления, заключается в повреждении или разрушении трубопроводов, создавших реальную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Под повреждением или разрушением трубопровода следует понимать приведение их в негодное для транспортировки груза (нефти, газа и т.д.) состояние, при котором восстановление невозможно либо требует дополнительных материальных затрат.

Приведение в негодное состояние может быть следствием наезда какого-либо транспортного средства (трактора, грейдера и т. п.) или нарушение различных правил при проведении в непосредственной близости от трубопровода тех или иных работ (строительных, земляных, лесных разработок и др.).

Данное преступление считается оконченным с момента совершения действий, выразившихся в повреждении или разрушении трубопроводов, что в результате создало реальную угрозу наступления последствий, указанных в законе. О степени серьезности грозящей опасности необходимо судить, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом правил эксплуатации трубопроводов.

Субъективная сторона преступления выражается в неосторожной форме вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Согласно частям 2 и 3 анализируемой статьи, уголовная ответственность наступает за то же действие, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей либо причинение крупного ущерба или смерть одного или нескольких человек.

Состав преступления - материальный, и оно считается оконченным с момента наступления указанных выше последствий.

По частям 2 и 3 статьи 304 УК привлекаем к уголовной ответственности при установление причинной связи между действием и наступившими последствиями.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности жизни людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, или общественные отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.

Объективная сторона преступления, предусмотренного выражается в бездействии в виде неоказания капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Такой вывод вытекает из анализа статьи 12 Конвенции об открытом море 1958 года, согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи.

Деяние считается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что имеет реальную возможность принять необходимые меры для оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, без серьезной опасности для его судна, членов экипажа или пассажиров и не желает их принимать.

По части 2 статьи 305 УК ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении. Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пострадавшему от столкновения с третьим судном или по иным причинам, уголовной ответственности не влечет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 305 УК, выражается в преступном бездействии капитана одного из столкнувшихся на море или водном пути судов обязанного принять должные меры по спасению другого судна, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.

Местом совершения анализируемого преступления может быть море или иной водный путь (океан, судоходный канал и др.).

Для привлечения лица к ответственности необходимо наступление указанных в законе последствий и наличие причинной связи между деянием и последствиями.

По части 2 статьи 305 УК субъективная сторона предполагает неосторожную форму вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектом данного преступления является капитан морского, речного судна любого класса и назначения или лицо, выполнявшее его обязанности.

Лекция № 23. Общая характеристика коррупционных преступлений и иных преступлений против интересов государственной службы (1 час)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: