double arrow

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ



Тема 4

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Тема 3

Жизнь человека зависит от состояния здоровья, развития его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни: трудовая, бытовая, политическая, духовная, оздоровительная, учебная определяются его уровнем здоровья.

Здоровье– такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. Всемирной организацией здравоохранения – здоровье человека определено как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней». Происхождение болезней имеет два источника: внутренние и внешние причины. При первом способе необходимо удалять внешние причины и укреплять организм, для того чтобы он мог нейтрализовать эти внешние причины. Второй способ заключается в том, чтобы по возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию внешних факторов. Поэтому способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.




Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, основанная на культурных нормах, ценностях и укрепляющая адаптивные возможности организма. К основным составляющим здорового образа жизни относятся: режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, двигательная активность, санитария, гигиена, закаливание, профилактика вредных привычек.

Режим труда и отдыха – нормативная основа жизнедеятельности человека. Для каждого организма он индивидуален, соответствовать конкретным условиям, уровню работоспособности, личным интересам. Режим будет реальным, если он строится с учетом непредвиденных обстоятельств, для этого следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить последовательность и чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности деятельности.

Организация сна - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для взрослого человека необходимо считать нормой 7,5-8 часов ночного сна. Напряженную умственную и физическую работу необходимо прекращать за 1,5-2 часа до сна, т.к. интенсивная деятельность мозга и мышечных тканей продолжается после прекращения работы. Перед сном необходимо проветривать комнату, а лучше спать с открытой форточкой.



Режим питания - культура питания играет огромную роль в формировании здорового образа жизни. Необходимо знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание – это полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда. Питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса, правильного соотношения между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов. Количество калорий в сутки, необходимых для компенсации энергозатрат, не должно превышать соответственно 3000 ккал для студентов и 2600 ккал для студенток.

Двигательная активность (ДА) - это систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Для планирования объемов ДА необходимо определить степень своего здоровья, что позволит более целенаправленно организовать для себя комплекс оздоровительных факторов физической культуры. Японские ученые считают, что 10 тыс. шагов в сутки или 6 – 10 часов занятий физическими упражнениями в неделю – это достаточная норма ДА. Ученые ВНИИФК пришли к выводу, что недельный двигательный объем должен быть следующим: студенты 10 – 14 часов, трудящиеся – 6 -10 часов, при условии, что на мышечную работу затрачивается около 2500 ккал для студенток и 3000 ккал для студентов в день.

Санитария, гигиена, закаливание. Значение правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье. Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью предстоящей деятельности. Обувь должна быть также легкой, хорошо вентилируемой, обеспечивающей удобное и правильное положение стопы. Также спортивная обувь должна соответствовать виду спорта.

Профилактика вредных привычек.

Алкоголь – это вещество наркотического действия. Под действием алкоголя ухудшается умственная и физическая работоспособность (снижается быстрота и точность движений, ухудшается внимание). Продолжительное и систематическое употребление алкоголя нарушает процесс обмена веществ и работы сердца, развивается ожирение печени, а затем ее цирроз.

Курение – одна из самых вредных привычек. При курении выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, смолистые и радиоактивные вещества). У курящих людей снижается умственная работоспособность. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире ежегодно от болезней, связанных с курением, умирает около 2,5 миллионов человек.

Употребление наркотиков. Наркомания – самый опасный недуг человечества. При привыкании к препарату отказ от него вызывает спазмы и боли в мышцах, пояснице. Появляется страх смерти, сны с кошмарами, агрессивность, депрессия. Систематическое употребление наркотиков ведет к истощению организма, психическим расстройствам, деградации личности. Общая деградация наступает в 10 -20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечиться от наркомании очень сложно, иногда даже не возможно.

Психофизиологическая характеристика труда- изменение психических и физиологических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.Существуют субъективные и объективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности: возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых. К субъективным факторам относят знания, профессиональные способности, работоспособность, мотивацию учения, психофизические возможности, личные качества.

Усталость – субъективное состояние человека, сопутствующее развитию состояния утомления (слабость, вялость, дискомфорт). Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудачи. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе.

Утомление – объективное состояние человека, сопровождающееся временным снижением работоспособности, негативными эмоциональными и физиологическими реакциями, наступающими под влиянием длительного воздействия нагрузки. Объективно оно характеризуется снижением возможности продолжать работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство – усталость.

Если заставить организм продолжать работу в процессе утомления, то наступает состояние переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, головная боль, снижение аппетита и сопротивляемости организма инфекциям.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне в течение определенного времени, определяется воздействиями разнообразных внешних и внутренних факторов:

1 фактор - физиологического характера (состояние здоровья, ССС, дыхательной системы и т. д.),

2 - физического характера (степень освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума),

3 – психического характера (настроение, самочувствие, мотивация).

Изменение умственной работоспособности претерпевают изменения в течение дня, недели, месяца, года в целом. Начало учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда. Период врабатывания – в пределах 10– 30 минут. Период высокой оптимальной работоспособности не превышает 3 часов. Далее наступает период снижения работоспособности, нарастает утомление. Изменение уровня физической работоспособности студентов в течение учебного дня соответствует в целом изменениям умственной работоспособности.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (вхождение в привычный режим учебной работы). В середине недели наблюдается период устойчивости, высокая работоспособность. К концу недели отмечается процесс ее снижения. В начале учебного года период врабатывания составляет около 3 недель. Затем наступает период устойчивой работоспособности, длительностью 2,5 месяца. В середине декабря нагрузка увеличивается в среднем до 10 – 11 часов в день в связи с подготовкой к зачетам. В период зимних каникул работоспособность постепенно приходит к исходному уровню. Если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, то наблюдается более быстрое восстановление утраченных сил.

Начало второго полугодия сопровождается периодом врабатывания не более 1,5 недель. До середины апреля уровень работоспособности находится на высоком уровне, после чего начинает постепенно снижаться. В зачетную сессию и период экзаменов снижение работоспособности выражено ярче, чем в зимнюю сессию.

При двух занятиях физическими упражнениями в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий в неделю с интервалами в 2-3 дня при ЧСС 130 -160 уд./ мин. Меньший эффект достигается при чередовании занятий с ЧСС 130 -160 уд./мин и 110 – 130 уд./ мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС более 160 уд./ мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности, особенно для слабо подготовленных студентов.

Рекреация– отдых, восстановление сил после трудовой деятельности.

Системой образования приняты три вида рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Все виды отдыха преследуют одну цель – восстановление нарушенных нервных процессов и увеличение умственной работоспособности. Принцип активного отдыха является основной организацией отдыха при умственной деятельности. Организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности.

Релаксация– процесс произвольного расслабления. Напряженность мышц можно преодолеть использовав специальные упражнения на расслабление. Это могут быть контрастные упражнения – сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других.



Сейчас читают про: