Социально – биологические основы физической культуры

Тема 2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Тема 1

Физическая культура является органической частью общей культуры общества. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» в виде трех направлений (общей физической подготовки - ОФП, профессионально - прикладной физической подготовки - ППФП и спортивной подготовки).

Физическая культура – представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. К материальным ценностям физической культуры относятся: спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К духовным ценностям относится: информация, виды спорта, игры, научные и практические достижения.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, основой которого является развитие и совершенствование физических возможностей человека.

Физическое воспитание – категория вечная, существующая со времени возникновения человечества и будет существовать дальше, как одно из наиболее необходимых условий жизни человека. В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

В целях физического воспитания используют разнообразные средства. Особую группу составляют физические упражнения.

Физические упражнения –это двигательная активность человека,организованная всоответствии с закономерностями физического воспитания. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь влияют на опорно - двигательный аппарат, его мышечную систему. Во время выполнения физических упражнений усиливается кровоток. Количество циркулирующей крови значительно возрастает, что приводит к улучшению обмена веществ, повышению эффективности функционирования органов и систем.

Физическое развитие – это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.Процесс физического развитияхарактеризуется количественными и качественными показателями. Внешними количественными показателями физического развития являются: длина и масса тела, окружность грудной клетки. К качественным показателям относятся: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК), сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.

В основе управления физическим развитием лежат несколько законов: биологический закон упражняемости; закон единства форм и функций; закон наследственности; учет особенностей и возможностей организма (возраста); закон единства организма и среды.

Физическое совершенство – это высокая степень развития индивидуального стремления к наивысшим достижениям двигательной подготовленности человека. Физическое совершенство предполагает высокий уровень состояния здоровья, максимальное раскрытие наследственных возможностей и приобретает реальный смысл в связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение этой связи может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал над духовными и моральными.

Спорт – неотъемлемый элемент физической культуры общества, содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней. В системе спорта выделяется несколько типов спортивной деятельности. Это: массовый спорт, детско-юношеский спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт.

Виды спорта отличаются по предметной основе соревновательной деятельности, т.е. по присущим только данному виду способам ведения борьбы и правилам соревнований. Все виды спорта можно объединить в несколько групп по следующим признакам:

- виды, где результат зависит прежде всего от двигательных возможностей спортсмена (гимнастика, легкая атлетика, единоборства)

- виды, в которых основным содержанием являются действия по управлению техническими средствами (авто- мотто – яхт спорт, гребля)

- виды, где основным содержанием являются действия, направленные на поражение цели из спортивного оружия

- виды, основаны на абстрактно – логическом обыгрывание соперника (шашки, шахматы).

Физическая подготовка – одна из разновидностей физического воспитания, которая направлена на освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности. По мере развития общества функции физической подготовки значительно расширились. В настоящее время физическая подготовка - основа формирования двигательных умений и навыков с целью расширения физических возможностей человека. Существует общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка,профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП).

Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) - представляет собой формирование прикладных знаний физических и специальных качеств человека, его умения и навыки, способствующие успешной трудовой деятельности. ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой для обеспечения психофизической готовности к выполнению определенных видов работ.

В высших учебных заведениях ППФП имеет несколько форм: специально организованные учебные занятия; самостоятельные занятия; массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

- систематически посещать занятия по физической культуре

- повышать свою физическую подготовленность

- выполнять контрольные нормативы и сдавать зачеты по физической культуре в установленные сроки

- иметь спортивную форму и обувь, которая соответствует виду занятий и погодным условиям

- проходить медицинское обследование, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья.

Социально – биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностей физической культуры.

Организм - целостная система, в которой все органы тесно связаны между собой и находятся в сложном взаимодействии. Эта система способна к саморегуляции, саморазвитию и поддержанию гомеостаза.Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия до ухода его из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или онтогенезом. При этом различают два периода: внутриутробное (до рождения) и внеутробное (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. В детском возрасте увеличивается масса тела, рост, окружность грудной клетки и т.д. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Увеличение массы тела стабилизируется к 20-25 годам. Юношеский возраст (16-21год) связан с периодом созревания, когда все системы и органы достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22-60лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности во многом определяются образом жизни. Пожилому возрасту (61-74года) и старческому свойственно снижение возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной. Здоровый образ жизни, двигательная активность заметно замедляют процесс старения.

Все органы взаимосвязаны между собой и нарушение деятельности одного органа ведет к нарушению деятельности других. Совокупность органов, выполняющих общую функцию называют системой органов (пищеварительная, дыхательная), и аппаратом органов (опорно-двигательный, вестибулярный).

Опорно – двигательный аппарат состоит из: костей, связок, мышц и мышечных сухожилий.

Костная система состоит из скелета – комплекс костей, различных по форме и величине. В состав кости входят: органические вещества (30-35%) – коллагеновые волокна, от которых зависит эластичность и упругость костей и неорганические вещества (60-70%) – это в основном фосфор и кальций. Кости детей более эластичны и упруги, т.к. в них больше органических веществ, а кости пожилых людей более хрупкие, т.к. в них больше неорганических веществ. Недостаток витаминов С и Д, кальция, фосфора сделает кости более хрупкими. Скелет человека состоит из позвоночника (шейный отдел - 7 позвонков, грудной- 12 позвонков, поясничный- 5, крестцовый- 5, копчиковый- 4-5); черепа; грудной клетки; поясов верхних и нижних конечностей. Позвоночный столб в норме имеет два изгиба вперед (шейный и поясничный лордозы) и два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Боковое искривление позвоночника – сколиоз.

Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий.

Мышечная система состоит из гладкой и поперечно полосатой мускулатуры. Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов, некоторых внутренних органов. Они сужают и расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно – кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно – полосатые мышцы – это все скелетные мышцы, сердечная мышца. Основа любой мышцы – белки, составляющие 80-85% мышечной ткани. Каждую мышцу пронизывает сеть капилляров, по которой поступают продукты жизнедеятельности необходимые мышце и выводятся продукты обмена.

Кровеносная система. Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе. Она состоит из плазмы (50-60%), эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

Плазма – переносит гормоны, минеральные соли, питательные вещества к тканям и из них уносит продукты распада.

Эритроциты красные кровяные клетки, заполненные особым белком – гемоглобином. Который образует соединения с кислородом и транспортирует его к тканям, а из них переносит углекислый газ к легким (дыхательная функция). У лиц, занимающихся двигательной деятельностью количество эритроцитов гораздо выше.

Лейкоциты – белые кровяные тельца, выполняющие защитную функцию, уничтожают инородные тела и микробы.

Тромбоциты – играют важную роль в процессе свертывании крови.

Общее количество крови составляет 7-8% массы тела человека. В состоянии покоя 40-50% крови находится в «кровяных депо» (печени, селезенки, сосудах кожи и мышц). При мышечной работе запасной объем крови включается в кровообращение рефлекторно и направляется к рабочему органу. Различают 4 группы крови. Каждый человек должен знать свою группу крови.

Сердечно – сосудистая система (ССС). Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце – главный орган кровеносной системы совершает ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. ССС состоит из большого и малого кругов кровообращения. Левая половина сердца обслуживает большой круг, а правая – малый круг кровообращения. Продвигаясь по большому кругу кровообращения, кровь превращается из артериальной в венозную (отдает кислород и питательные вещества, а продукты распада переносит к органам выделения). Полный круг кровообращения в покое равен 21-22 сек., а при физической работе - 8 сек. Малый круг проходит только через легкие, где кровь превращается из венозной в артериальную, т.е. отдает легким углекислый газ.

Пульс - результат удара порции крови, выбрасываемое в аорту при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сердечных сокращений. В покое пульс здорового человека составляет 60 – 70 ударов в минуту. Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок сосудов. Различают максимальное или систолическое (сокращение левого желудочка) и минимальное или диастолическое (расслабление левого желудочка). Давление поддерживается за счет упругости стенок аорты и других крупных артерий. Наибольшая величина давления в аорте и по мере удаления от сердца давление становится ниже. Постоянная разность давления обеспечивает непрерывный ток крови по кровеносным сосудам. В норме для студенческого возраста в покое АД имеет пределы: систолическое 100-130 мм рт. ст. и диастолическое – 65-85 мм. рт.ст.

Дыхательная система - включает в себя носовую полость; гортань; трахею; бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Механизм дыхания – рефлекторный (автоматический). Процесс дыхания сложный процесс, в реализации которого участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения. Частота дыхания – количество дыхательных циклов в 1 минуту. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое – 16-20 циклов за 1 мин., у тренированных – 8-12 циклов. У женщин частота дыхания на 1 – 2 цикла больше.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется спирометром). Средние величины ЖЕЛ - 3500 мл. у мужчин (4700 мл. у спортсменов) и 3000 мл. - у женщин (3500 мл. у спортсменок).

Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при интенсивной мышечной работе. МПК зависит от состояния сердечно –сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы. Величина МПК характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно - сосудистой систем, степень тренированности организма. У людей, не занимающихся спортом, МПК равно 2,0 – 3,5 л/мин., у спортсменов мужчин может достигать до 6 л/мин., у женщин – до 4 л/мин.

Кислородный запрос – количество кислорода, которое необходимо организму в 1 минуту. В состоянии покоя человек потребляет 250 -300 мл кислорода. При мышечной работе эта величина заметно возрастает.

Кислородный долг - разница между кислородным запросом и количеством кислорода, которое потребляется во время работы за 1 мин. При длительной интенсивной работе возникает суммарный кислородный долг, который ликвидируется после. Физическая тренировка способствует адаптации тканей к гипоксии, повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

Нервная система - состоит из центрального (головного и спинного мозга) и периферических отделов (нервов, отходящих от головного и спинного мозга). Центральная нервная система (ЦНС) координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в ЦНС, лежат в основе психической деятельности человека (мышление, память, восприятия).

Спинной мозг расположен в канале, образованном дужками позвонков. Границей сверху является первый шейный позвонок; снизу – второй поясничный позвонок. Спинной мозг делится на пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. В центре спинного мозга находится канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество состоит из скопления тел нервных клеток (нейронов), периферические отростки которых в составе спинномозговых нервов достигают различных рецепторов кожи, мышц, сухожилий, слизистых оболочек. Белое вещество состоит из: отростков, связывающих между собой нервные клетки спинного мозга; восходящих чувствительных путей, связывающие все органы (кроме головы) с головным мозгом; нисходящих двигательных путей, идущих от головного мозга к двигательным клеткам спинного мозга. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Головной мозг представляет собой скопление огромного количества нервных клеток. Он состоит из переднего, промежуточного, среднего и заднего отделов. Строение головного мозга несравнимо сложнее любого органа человеческого тела. Мозговая ткань потребляет в 5 раз больше кислорода, чем сердце, и в 20 раз больше, чем мышцы. Составляя всего около 2% массы тела человека, мозг поглощает 18 – 25% потребляемого всем организмом кислорода. Ухудшение снабжения головного мозга может быть связано с гиподинамией.

Вегетативная нервная система - специальный отдел нервной системы, регулируемый корой больших полушарий. Вегетативная нервная система – регулирует деятельность внутренних органов – дыхания, кровообращения, выделения, размножения и т.д. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы. Деятельность сердца, сосудов, органов пищеварения, выделения и т.д. находится в ведении симпатической и парасимпатической нервной системы и под контролем высшего отдела ЦНС.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции (эндокринные железы) вырабатывают особые биологические вещества – гормоны. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме. Большая часть гормонов продуцируется на протяжении всей жизни человека. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и другие. Гормоны сравнительно быстро разрушаются, поэтому необходимо, чтобы они постоянно выделялись соответствующей железой. Функция эндокринных желез регулируется ЦНС.

Система пищеварения и выделения. Пищеварительная система состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. В этих органах пища механически и химически обрабатывается, переваривается и всасываются продукты пищеварения. Выделительная система состоит из почек, мочеточника, мочевого пузыря. До 75% вредных веществ выводится из организма благодаря выделительной системе. Некоторые продукты обмена выделяются через кожу, легкие, желудочно – кишечный тракт.

Гипокинезия – особое состояние организма, в следствие недостаточной двигательной активности. В ряде случаев это состояние может привести к гиподинамии.

Гиподинамия - морфофункциональные изменения в организме вследствие гипокинезии. Это атрофическое изменение в мышцах, общая физическая детренированность, изменение водно – солевого баланса. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, нарушается координация движения, снижается тонус мышц, падает выносливость, силовые показатели. Наиболее действенной альтернативой гипокинезии и гиподинамии могут служить физические упражнения.

Физические упражнения – основное средство физической культуры. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм можно понять, ознакомившись с классификацией физических упражнений. При этом надо помнить, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими признаками.

По целевому признаку:

- основные (соревновательные);

- специальные (близкие по характеру и структуре к соревновательным);

- общеразвивающие (выполняющие дополнительную функцию к всестороннему физическому развитию).

По характеру мышечных сокращений:

- статические - деятельность мышц при неподвижном положении тела или удержании груза без его перемещения;

- динамические - перемещение тела или его звеньев в пространстве.

По характеру движений:

- циклические – повторяемость определенных циклов (бег, плавание, гребля);

- ациклические– имеющие четкое начало и завершение движения (прыжки, метания, гимнастические упражнения).

- комбинированные (прыжки или метания с разбега).

По мощности выполняемой нагрузки (чем выше мощность, тем меньше длительность выполняемой работы):

- зона максимальной мощности - работа не превышает 20 – 30 секунд. Это – спринтерский бег, плавание, велогонки. Полное восстановление функций ССС после такой нагрузки заканчивается через 20 – 25 минут.

- зона субмаксимальной мощности – работа от 20 – 30 сек. до 3 – 5 мин. Это – бег на средние дистанции в легкой атлетике (800 – 1500 м), 500 – 3000 м - в конькобежном спорте, 100 – 400 м – в плавании. Полное восстановление происходит через 1,0 -1,5 часа.

- зона большой мощности – все виды физкультурно – спортивной деятельности, характеризующиеся высоким темпом работы в течение относительно длительного времени – от 5 до 40 минут. Это бег на 3 – 5 км, лыжные гонки 5 – 10 км. Полное восстановление происходит через 1,5 – 2,0 часа.

- зона умеренной мощности - это циклические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой максимальной мощности уменьшается в 8 - 10 раз. В то же время суммарные энергозатраты могут составить до 10 000 ккал, что в десятки раз превышает энергозатраты в зоне максимальной и субмаксимальной мощности.

Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов. Чтобы выполнить их необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию. Успешность выполнения ациклических упражнений зависит от уровня функциональной готовности систем организма в целом.

Только комплексное использование физических упражнений может обеспечить разностороннее воздействие на организм, а многообразие средств физической культуры создает неограниченные возможности при решении любых задач физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: