double arrow

Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Тема 5

Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание определенных умений и навыков, физических и психических качеств и свойств личности человека.

Методические принципы физического воспитания – основные положения, выражающие методические закономерности педагогического процесса, которых необходимо придерживаться при решении образовательных и воспитательных задач. Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, т.к. физическое воспитание - один из видов педагогического процесса. Однако в сфере физического воспитания эти принципы отражают специфику данного процесса.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Принцип наглядности.Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения. Главное – создать правильное представление и образ двигательного действия перед попыткой его выполнения.

Принцип доступности. Необходимо строго учитывать возрастные, половые особенности, уровень физической подготовленности, индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. В практике работы с учебными группами используются: фронтальный, групповой и индивидуальный подход. При разном уровне физической подготовленности группе даются задания усредненной сложности, которые доступны «средней части» студентов (фронтальный метод). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая – в усложненных. Групповой подход применяется когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности. Каждая микрогруппа получает оптимальное задание. Групповой подход более эффективен и требует от преподавателя хорошего знания занимающихся. Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занимающегося. Его чаще применяют при регулярных занятиях в течение нескольких лет, при количественном составе группы не более 8 человек.

Принцип систематичности. Это - прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Составляющими принципа систематичности являются: непрерывность, повторяемость, вариативность, последовательность.

Принцип динамичности.Этот принцип заключается в постановке более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. При этом предусматривается регулярное обновление учебного материала, увеличение объема и интенсивности нагрузок.

Существует тесная взаимосвязь методических принципов, т. к. они отражают отдельные стороны процесса физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются также и специфические методы: игровой метод,метод регламентированного упражнения, соревновательный метод, словесный и сенсорный метод.

Метод регламентированного упражнения предусматривает: заранее обусловленный порядок движений и повторений; дозирование нагрузки; применение спортивного инвентаря. Этот метод обеспечивает условия для усвоения новых умений и навыков, направленно воздействует на развитие определенных физических качеств и способностей.

Игровой метод применяется на основе любых физических упражнений. Этот метод развивает ловкость, быстроту, находчивость, инициативность, воспитывает чувство коллективизма, дисциплины.

Соревновательный метод используется для сопоставления сил занимающихся, способствует проявлению функциональных возможностей организма.

Словесный метод предполагает широкое применение слова и передачи информации. Слово может быть использовано в форме рассказа, беседы, обсуждения, объяснения, комментария.

Сенсорный метод обеспечивает наглядность и реализуется в форме показа; демонстрации пособий, макетов, кинофильмов.

Двигательное умение – степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания. Двигательное умение подразумевает нестабильное решение двигательной задачи. В процессе многократных повторений разучиваемого двигательного действия отдельные движения становятся более привычными, автоматизируются и двигательное умение переходит в двигательный навык.

Двигательный навык - степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и отличается высокой надежностью. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет, так например, научившись плавать (кататься на коньках или велосипеде) разучиться уже не возможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

- 1 этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Для этого необходимо создать общее представление о двигательном действии, научить элементам техники этого действия, предупредить неправильные движения.

- 2 этап – углубленное дозированное разучивание, формирование двигательного умения. Необходимо: уточнить технику действия за счет многократного повторения, усовершенствовать ритм выполнения движения, уточнить технику действия.

- 3 этап – формирование двигательного навыка, достижение мастерства. Необходимо: закрепить навык и совершенствовать технику движения; совершенствовать физические качества, от которых зависит высокий результат. Этот этап может длиться довольно долго, т. к. в процессе тренировки изменяется уровень развития физических качеств, который требует корректировки движения.

Физические качества – определенные стороны двигательных способностей человека. К основным физическим качествами относятся: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма и подготовленности к двигательным действиям.

Сила– способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – максимальная сила, которую проявляет человек в каком - либо движении.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Основным средством развития силовых способностей являются упражнения с повышенным сопротивлением – силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления или отягощения силовые упражнения подразделяются на упражнения с внешним сопротивлением (вес или сопротивление других предметов); упражнение с отягощением весом собственного тела.

На учебно – тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы.

Метод максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением придельного или околопредельного отягощения (90% рекордного). При одном подходе выполняется 1 – 3 повторения по 5 – 6 подходов за одно занятие, отдых между подходами – от 4 до 6 минут. Этот метод используется для максимального наращивания результата конкретного занимающегося (взрывная сила). Данный методический подход не приемлем для начинающих.

Метод повторных усилий. Предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30 – 70% рекордного значения. За одно занятие выполняется 3 – 6 подходов по 4- 12 повторений через интервал отдыха – 2- 4 минуты. По мере роста физической подготовленности необходимо увеличение веса отягощения. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи.

Метод динамических усилий. Применяются малые и средние отягощения (до 30% рекордных). За одно занятие выполняется 3 -6 подходов по 15 – 25 повторений с интервалом отдыха 2 – 3 минуты. Этот метод помогает развивать скоростно – силовые качества. Как вспомогательный применяется статический метод, при котором происходит напряжение мышц без изменения их длины.

Следует знать и помнить, что у людей различной конституции эффект от применения силовых упражнений проявляется по - разному. Прирост объема мышц у тонкокостных, без лишних жировых отложений людей происходит медленнее, чем у людей с широкой костью и округлыми формами.

Быстрота (скоростные способности) – способность человека выполнять движения с максимальной скоростью. Скоростные способности человека довольно специфичны. Прямой перенос быстроты происходит лишь в сходных движениях. При воспитании быстроты наиболее распространен метод повторного выполнения упражнения. При этом основная задача – стремление к повышению скорости от повторения к повторению. В связи с необходимостью развития быстроты в отдельном занятии скоростные упражнения должны выполняться в его начале. В недельном цикле занятий интенсивное воздействие на развитие быстроты должно планироваться на первый день после отдыха.

Выносливость – способность противостоять утомлению. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени. Ее еще называют аэробной выносливостью, так как она вырабатывается в условиях полного обеспечения работающего организма кислородом. Основным показателем аэробной выносливости является МПК, анаэробной - максимальный кислородный долг (МКД).

Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения. Равномерная длительная работа на пульсе 130 – 150 уд/мин в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма. Работа на пульсе от 150 до 180 уд./мин – совершенствование анаэробных возможностей организма. Специальная выносливость – выносливость к определенному виду деятельности. Специальных видов выносливости много. Однако их можно подразделить на: скоростную, силовую, статическую. Скоростная выносливость связана с возникновением кислородного долга из – за кратковременной и высокоинтенсивной работы. Силовая выносливость – способность длительное время выполнять упражнение, требующие проявление силы. Статическая выносливость – способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.

Ловкость (координационные способности) - способность быстро, точно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с меняющейся обстановкой. Проявление ловкости необходимо во многих спортивных достижениях, но при этом она остается на втором плане, а на первый выходят сила, скорость, выносливость. Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности. Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной и неожиданностью решения двигательных задач. При целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления.

Гибкость– способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (за счет движения), статическую (сохранение положения тела), активную (собственные усилия), пассивную (за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. На гибкость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость), время суток (в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, сухожилий, суставных связок с постепенно нарастающей амплитудой движения. Достигнутый уровень гибкости без подкрепления быстро снижается до исходного. Поэтому работу по ее развитию необходимо проводить систематически.

Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс совершенствования физических качеств, функциональных возможностей, направленный на всестороннее развитие человека. Перед ОФП поставлены следующие задачи:

приобрести общую выносливость, увеличить подвижность основных суставов, повысить быстроту выполнения движений и умение координировать простые и сложные движения,овладеть умением расслабляться.

Высокая ОФП не может обеспечить успеха в конкретной спортивной или профессиональной дисциплине. В одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т. д., необходима специальная подготовка

Специальная физическая подготовка – целенаправленный процесс, направленный на развитие физических качеств, которые необходимы в спортивной или профессиональной деятельности. Существуют две основные группы специальной физической подготовки – спортивная и профессионально – прикладная.

Спортивная подготовка – целенаправленный процесс использования знаний, средств, методов и условий, для воздействия на развитие спортсмена и обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Цель спортивной подготовки – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и обеспечить активный отдых. Структура подготовки спортсмена включает в себя: техническую, физическую, тактическую и психологическую возможность спортсмена. Цель профессионально – прикладной физической подготовки – психофизическая подготовка человека к профессиональному труду.

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм. Чтобы определить интенсивность нагрузки используют наиболее удобным показателем – частотой сердечных сокращений (ЧСС).

Нулевая зона (при ЧСС до 130 уд./мин) которая характеризуется аэробным процессом и подходит для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки, для восстановления или для активного отдыха.

Первая тренировочнаязона – (130 -150 уд/ мин) типична для начинающих спортсменов, т. к. прирост достижений и потребление кислорода происходит у них начиная с ЧСС 130 уд/ мин.

Во второй тренировочной зоне (150 – 180 уд/ мин) подключаются анаэробные механизмы. Считается, что 150 уд./ мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). У слабо неподготовленных физически людей ПАНО может наступить при ЧСС 130 – 140 уд./ мин, а у тренированных людей ПАНО может наступить с 160 – 165 уд/ мин.

В третьей тренировочнойзоне (более 180 уд./ мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Эта зона типична для высококвалифицированных спортсменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: