Уровни автоматизации управления
Управляющий комплекс якорно-швартовного устройства
В настоящее время в управлении работой якорного устройства непосредственное участие при нимает человек. Основная задача автоматизации - частичная или полная передача функций человека автоматической управляющей системе, входящей в состав УК и обеспечивающей управление по заданным алгоритмам, а так же оптимизация процессов управления.
Нулевой уровень - ручное управление якорно-швартовными механизмами с помощью тех или иных вспомогательных приспособлений.
Первый уровень - дистанционное управление электроприводом якорно-швартовных устройств. При этом возможны два вида управления:
- с помощью контроллера, когда все задачи, связанные с якорно-швартовными операциями, решаются оператором;
- с помощью командоконтроллера, когда автоматически обеспечивается ограничение момента электродвигателя, ограничение скорости правления цепи, защита от перегрузок и т.д.
Второй уровень - автоматизированное управление по заданным алгоритмам всем комплексом якорно-швартовных устройств.
|
|
В настоящее время для управления электроприводом якорно-швартовных механизмов применяются системы первого уровня автоматизации.
Процесс снятия судна с якоря условно разбивается на 4 стадии.
I стадия.
(2.78).
Радиус пятикулачковой якорной звездочки:
,
где d в мм.
Если i не задано, то его можно рассчитать
,
где wн выбирается по табл. 7.14, 7.15 - Справочник;
Vцн=0.2 м/с
hм=0.65¸0.82
где Квоз=(0.2¸0.6) Нс2/м4 - коэффициент ветрового давления;
Квоз=Саrвоз/2;
rвоз=1.19 кг/м3 (Сиверс, стр.392);
Са=0.35¸1.0 (Справочник по судовым устройствам, том 1, стр.221 - коэф.Ста)
Sп - парусящая поверхность судна;
Sп=eS1+S2;
S1 - площадь проекции надводной части корпуса на плоскость миделя;
S2 - суммарная площадь проекций надстроек на плоскость миделя;
e - редукционный коэффициент
e=0.31 для судна с надстройкой и трубой в корме.
Vвод=(5¸12) м/сек - скорость ветра
,
где Кк - поправочный коэффициент на влияние кривизны корпуса.
L/B 6.0 8.0 10 12
Кк 1.04 1.03 1.02 1.01
fвод - коэффициент трения о воду по формуле Прандтая-Шлихтина:
;
- число Рейнольдса;
Vвод - скорость набегания воды на судно;
Vвод=Vтеч+Vск-ть судна;
Vтеч=0.35¸4 м/сек; Vс=0.1¸0.3 м/сек;
u=(0.013¸0.01)´10-4 м2/с - кинематический коэффициент вязкости морской воды при t0=10-200С.
Dfвод=(0.7¸1.2)´10-3 - надбавка к коэффициенту трения, учитывающая шероховатость корпуса судна.
Sсм - смоченная поверхность судна, может быть расчитана по формуле
Семеки В.А.:
;
где L, В и Т - главные размерения судна (длина, ширина, осадка);
d=0.6¸0.75 - коэффициент полноты водоизмещения;
|
|
rвод=1025 кг/м3 - плотность морской воды.
Длина выбранной цепи на I стадии:
;
где е2 - длина провисающей части цепи;
L0 - длина цепи на клюзе (2¸4)h.
II стадия.
(2.79).
В конце II стадии:
, где Котр=3
Dе2=е2-еотр; ;
cosjотр=Fс/Fотр;
III стадия
, (2.80)
Dе3=еотр-h;
IV стадия:
(2.81)
;
е2=var и уменьшается от h до нуля к концу IV стадии, т.е.
Dе4=h.
Диаграмма имеет вид показанный на рис.47.