Информационное обеспечение социального планирования и управления на предприятии. Социальный паспорт предприятия

Социальное планирование и управление на предприятии не может осуществляться без информационного обеспечения. В литературе[46] выделяют три типа информационных потоков, касающихся положения предприятия. Во-первых, это внутрифирменная информация, содержащая анализ деятельности фирмы, который производится путем сравнения фактических показателей и индикаторов с рекомендуемыми значениями[47]. В основном эта информация носит ретроспективный характер и анализирующая все происходящие изменения пост-фактум, и именно в этом содержится ее недостаток- она является недостаточной для определения направления стратегии.

Во- вторых, это исходящая информация, так как хотя фирма обычно и закрыта для внешнего наблюдения, она все- таки, формируя свой имидж или проводя рекламные кампании, предоставляет данные о своей деятельности.

Третий поток- это информация, извлекаемая фирмой извне. Именно этот поток наиболее насыщен и требует комплексного анализа, основываясь на следующих информационных подсистемах:[48] репутации, реальных потребителей, потенциальных потребителей, конкуренции, государственного регулирования, достижений в области техники и технологии. Это требует от фирмы умения отбирать полезные для себя сведения, что предполагает четкую постановку целей, установления границ и объемов информационных потоков, в зависимости от поставленных целей.[49] В среднем, менеджеры вынуждены тратить до 30% рабочего времени на поиски информации.[50]

При определении границ информационных потоков главным является соблюдение условия необходимости и достаточности информации. С одной стороны, для всестороннего и качественного анализа внешней среды требуется разносторонняя информация. С другой, излишек информации удлиняет время ее получения, влечет за собой повышение затрат на ее сбор, обработку и хранение. Необходимый минимальный объем потребляемой фирмой информации определяется условиями ее выживания - тем максимальным уровнем неопределенности, который она может себе позволить, чтобы выжить. Под объемом понимается не количество информации, а “разнообразие сведений об окружающем мире, освещающих его с достаточной полнотой[51]”, т.е. объем необходимой информации определяется ее качественными характеристиками и способностью системы информационного обеспечения воспринять, осмыслить и качественно переработать поступающие данные.

Стратегической информацией являются данные, прошедшие аналитическую обработку и подготовленные для конкретного и определенного использования в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование должно быть налажено таким образом, чтобы фирма могла оценить и предвидеть изменения во внешнем окружении.

Система информационного обеспечения- это постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее с целью совершенствования планирования[52]. К информационному обеспечению стратегического планирования предъявляются требования достоверности, оперативности необходимого и достаточного количественного и качественного уровня.

Для качественного и своевременного принятия стратегического решения необходим мониторинг соответствующей определенной задаче набора показателей. Под мониторингом[53] понимается совокупность видов деятельности по наблюдению за внешней и внутренней средой фирмы с целью получения информации, которая может быть полезна при разработке стратегии развития. Мониторинг представляет собой информационный процесс, с помощью которого фирма осуществляет перспективное исследование своей внешней и внутренней среды для определения новых возможностей развития и сокращения степени неопределенности своего положения. Предполагается, что стратегический мониторинг включает в себя технологический, коммерческий, конкурентный и социальный мониторинги внешней и внутренней среды.

Однако можно выделить три основных направления мониторинга[54]. Во- первых, это экономическое сканирование, включающее в себя анализ и оценку динамики макроэкономических показателей. Во- вторых, техническое сканирование- анализ и оценка изменений в ходе научно- технической конкуренции, появление принципиальных новшеств, нетрадиционное использование известных технологий. В- третьих, политическое сканирование- оценка общей политической ситуации. В-четвертых, социальное сканирование - характеристика социальной структуры и оценка ее изменений, оценка социальных коммуникаций: взаимодействий, отношений, социально-психологического климата в трудовом коллективе

Для социального планирования нужна социальная информация. Она должна адекватно отражать процессы социального функционирования и развития предприятия, а также факторы, их обусловливающие. Она должна быть комплексной, надежной, своевременной и сопоставимой, отражать динамику в ретроспективе и позволять оценивать тенденции развития в будущем. Информационное обеспечение социального планирования на предприятии зачастую становится проблемой, поскольку в официальной отчетности социальные параметры ограничены. Недостаток социальной информации приводит к тому, что решения по социальным проблемам принимается без должного обоснования. Ввиду этого представляется необходимым разработать унифицированную систему социальной информации для нужд социального планирования и управления. Документом, позволяющим упорядочить социальную информацию, может быть социальный паспорт предприятия.

Характеристика социального паспорта.

Структура социального паспорта. 1.Социальный портрет трудового коллектива.

Половозрастная его структура. Посемейная структура. Профессиональная структура. Распределение работников по уровню образования, квалификации. Характеристика социальных отношений: распределение работников по отношению к предприятию, по их отношению к работе, характеристика взаимоотношений в трудовом коллективе, традиции, элементы организационной культуры. 2.Социальное развитие трудового коллектива. Распределение работников по степени реализации их трудового потенциала, служебное продвижение, социальная мобильность, участие в управлении, в научно-техническом творчестве, духовное развитие. 3.Благосостояние членов трудового коллектива, степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Условия труда, здоровье, медицинское обслуживание на предприятии, оплата труда, материальное и моральное стимулирование.

Источники информации для заполнения социального паспорта: данные статотчетности, отдела кадров, профсоюзов, данные социологических исследований. Данные должны быть проанализированы и обобщены, а затем зафиксированы в социальном паспорте. Информация включает в себя как объективные данные, так и субъективные оценки. Социальный паспорт нуждается в обновлении. Для этого вводится изменяющаяся текущая информации, например, о численности, о социальном составе работников, о текучести кадров, о их причинах, о конфликтах. Один раз в три года целесообразно проводить комплексное социологическое исследование уровня социального развития трудового коллектива. Для диагностики социальных проблем необходимо также проводить прикладные социологические исследования, дающие многообразную социологическую информации, обобщение которой также позволяет обновить социальный паспорт предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: