Тема 7. Организация социального управления на предприятии
1. Организационная структура социального управления на предприятии.
2. Служба социального развития предприятия.
3. Совет директоров и его роль в управлении корпорацией.
4. Модели организационных изменений и развития социальной организации предприятия.
Одна из важнейших задач управления социально-экономическими процессами - создание эффективной структуры организации. Организация - группа людей, совместно реализующих общие цели. Организационная структура - это способ группировки работ и людей, выполнения работ и проведение линии подчинения персонала друг другу. Под организационной структурой понимается весь пакет взаимных договоренностей о разделении задач и полномочий внутри организации.
При разработке оргструктуры решаются следующие вопросы: а) как сгруппировать работников; б) кто для кого является начальником; в)кто какие задачи выполняет; г) кто за что отвечает.
Исследователи построения моделей организации Бернс и Сталкер выделяют две крайние формы моделей: механическую структуру и органическую структуру. Механическая структура имеет право на существование при относительно стабильных внешних условиях: при незначительных изменения спроса на конечную продукцию, когда почти отсутствует конкуренция, а разработки в области технологии и совершенствования продукции незначительны. Механическая структура имеет следующие особенности:
§ широко внедренная специализация;
§ четкое разграничение функций, часто весьма формальная и малогибкая оргструктура;
§ исключительно централизованное принятие решений, односторонняя связь от высшего руководства к низшим эшелонам.
Чаще всего механическая структура идет рука об руку с бюрократическим менеджментом.
Органическая структура может быть рекомендована для весьма неустойчивых обстоятельств, бурных времен. Для такой структуры типичны:
§ гибкая и достаточно неформальная структура организации;
§ обмен информацией как по вертикали, так и по горизонтали;
§ функции в такой структуре постоянно меняются и приспосабливаются к обстоятельствам при взаимных контактах и взаимодействиях;
§ все члены руководства обладают определенной степенью автономии. Высшие управляющие демонстрируют стиль управления "истинных предпринимателей".
Эта классификация Бернса и Сталкера актуальна и по сей день. Не существует раз и навсегда заданного идеального типа организации. Всегда приходится искать оптимальное соотношение между окружающей средой, стратегией и структурой организации.
Существуют разнообразные принципы построения оргструктуры. Вот несколько примеров:
§ соберите в одну группу сотрудников, обладающих одинаковыми профессиональными знаниями (например, группа социологов, группа психологов, группа социальных работников);
§ соберите в одну группу сотрудников, создающих одну и ту же продукцию, управляющих одними и теми же процессами (например, процессов реализации продукции - отдел сбыта, управления социальными процессами - отдел социального развития, включая таких специалистов, как социологов, экономистов, психологов, управленцев).
Фаза жизненного цикла предприятия может также определять структуру организации. Для предприятия, находящегося в фазе усиленного роста гораздо важнее иметь гибкую структуру, легко приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Размеры предприятия могут также приниматься во внимание. На малом предприятии может не быть иерархическое оформленной структуры. Функции концентрируются у директора и его заместителей, как правило, это коммерческий директор, замдиректора по оргвопросам и главный бухгалтер. Функциональное управление осуществляется менеджерами. Все социальные вопросы решаются в текущем порядке всеми руководителями. Основные решения по вопросам найма персонала, организации оплаты труда. Режима работы, условий труда и т.п. решаются директором в рамках трудового законодательства.
При решении вопроса о выделении особых служб, выполняющих административно-социальные функции, используют определенные критерии.
1. Объем выполняемых функций. Некоторые виды деятельности могут осуществляться в таком незначительном объеме, что просто не имеет смысла выделять их в каждом подразделении. Например, часто не каждое подразделение может позволить себе иметь специалиста по юридическим вопросам. Тогда все юрисконсульты будут собраны в одной центральной юридической службе.
2. Независимость. Некоторые функции внутри организации должны иметь независимую в профессиональном отношении позицию в организационной структуре и не должны быть связаны с линейным подразделением, иначе нельзя выполнять поставленные перед ними задачи. Это может быть отнесено к таким подразделениям, как отдел кадров, социальная служба, служба качества и др.
3. Стратегическое значение. Функции, которые имеют жизненно важное значение для деятельности всей организации, часто выделяются в административную службу или даже подразделение. Это - функции, связанные с защитой интересов организации как внутри. Так и вовне. Имеются в виду службы качества, отдел научно-технической информации, отдел планирования.
4. Эффективность. Выделение той или иной структуры в каждой административной единице связано с эффективностью деятельности предприятия в целом. Пример - централизованная столовая.
В последнее время в развитых странах наблюдается тенденция к "разадминистрированию". Административные службы часто вырабатывают слишком много правил, процедур, ввиду чего усиливаются бюрократические тенденции. Поэтому руководство пытается сократить административные службы до минимума.
И тем не менее на каждом предприятии приходится решать задачи, связанные с созданием условий для работы и контроля за деятельностью. Этим занимаются отдел кадров, отдел технического обучения, отдел труда и заработной платы, отдел по связям с общественностью, служба социального развития, или социальная служба и т.п.
Все социально-административные задачи можно разделить на две группы: 1) общее обеспечение производственного процесса, когда административные структуры не вмешиваются в его содержание. Это - отдел заработной платы, столовые и буфеты, отдел по внешним связям; 2) административные структуры, которые непосредственно связаны с содержанием производственного процесса. Это отделы планирования производства, профессионального обучения и повышения квалификации работников и др.
Полномочия административных служб. Рекомендательная компетенция. Административная служба рекомендует. Линейные службы принимают решение. Это первый вид полномочий: право представлять рекомендации. Компетенция обязательных предписаний. Это выработка указаний, обязательных для исполнения. Относится к тем подразделениям, которые ведают определенными областями, связанными с профессиональными знаниями. Например, отдел кадров дает указания по применению сеток тарифных окладов.