double arrow

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

4

Физическое воспитание в семье2 направлено на разностороннее физическое развитие детей, повышение уровня их здоровья, на оказание содействия школе в решении задач физического воспитания. Индивидуальные занятия физическими упражнениями учеников имеют наибольшую эффективность, так как по содержанию И дозировке они более приемлемы для учащихся по сравнению с уроком физической культуры, на котором учитель принимает во внимание усредненные, порой не очень объективные показатели школьников. ;

Родители учеников должны знать, что по имеющимся научным данным1 на 20 % здоровье человека зависит от генетических факторов, на 2025 от экологических, на 50 от условий Я образа жизни человека и только на 10 % от состояния медицины. Таким образом, здоровье детей наполовину регулируется режимом жизни в семье и усилиями родителей в воспитании Школьника. В связи с этим родители должны всячески поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям в ежедневных занятиях физическими упражнениями. При этом важно, чтобы физическое воспитание в семье способствовало организации досуга учеников как после занятий в школе, так и в свободное время детей в выходные и праздничные дни, в Период каникул и их летнего отдыха.

На родителей обществом возложена ответственность за состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Осуществляя физическое воспитание в семье, родителям необходимо наладить связь с классным руководителем, учителем физической культуры, врачом школы и правильно.(в зависимости от возраста ребенка) организовать его режим дня, продолжительность сна и бодрствования. Учеба в школе и активный отдых до или после приготовления уроков, сознательное выполнение школьником гигиенических норм, воспитания правильной осанки и профилактика плоскостопия являются насущной заботой родителей учеников.




Формами физического воспитания школьников в семье являются: 1) физкультурная минута, 2) утренняя^гимнастика, 3) рит-

. мическая гимнастика, 4) коррекция телосложения2, 5) бег трусцой, 6) самостоятельные тренировки, направленные на развитие физических качеств и овладение двигательными умениями, предусмотренными программой по физической культуре, 6) домашние задания по физической культуре, 7) катание на велосипеде, коньках, санках, лыжах, лодках, 8) семейные прогулки и турпоходы, 9) купание, обучение плаванию, 10) игры с мячом, 11) спортивные упражнения (игра в баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, лапту, городки), 12) домашние задания врача



по лечебной физической культуре1 * массажу и самомассажу, 13) занятия на тренажерах, 14) овладение нетрадиционными оздоровительными видами физических упражнений (ушу, йога, шейпинг1), 15) подготовка и участие в семейных соревнованиях типа «Папа, мама, я спортивная семья», «Всей семьей на стадион», 16) занятия на дорожках здоровья и бодрости, игры на местности и др. »

Различные физические упражнения в семье должны вписываться в рациональный двигательный режим ученика в сочетании с водными процедурами под контролем родителей и выполняться ежедневно. Для этого родители школьников должны быть в курсе особенностей медицинской группы ребенка (основная, подготовительная или специальная), знать приемы и правила регулирования физиологической нагрузки на организм, рационального дыхания3.

Бег трусцой4 достаточно популярен среди людей разного возраста. Полезен они для школьников. Перед выполнением дозированного бега ученику следует посоветоваться с врачом5, получить консультацию учителя физической культуры, подготовить соответствующую сезону спортивную одежду и обувь, изучить правила регулирования и контроля беговой нагрузки по данным пульса, частоте дыхания, степени потливости.

Продолжительность оздоровительного бега трусцой начинающему заниматься этим видом физических упражнений 1>еко-мендуется определить по таблице 476 в минутах.

Особое внимание во время бега уделяют правильному, ритмичному дыханию. Бег может быть проведен в любое свободное время дня до приема пищи или через 22,5 часа после еды, за 12часадосна.

Самостоятельные тренировки школьников, направленные на развитие физических качеств1 (силы, быстроты, выносливости, гибкости), способствуют выполнению требований школьной программы по физической культуре, успешной сдаче учебных нормативов.

При этом можно совершенствоваться в правильном выполнении гимнастических упражнений типа «вольных», осваивать нормативы по кроссу, отрабатывать технику прыжков в длину и высоту на школьных спортивных площадках. Домашние задания по физической культуре в сочетании с самостоятельными тренировками учеников способствуют успехам школьников на уроках физической культуры.

Катание детей на велосипеде, коньках (в том числе и роликовых), санках, лодках, лыжах, скейтборде2 (продольная доска на резиновых колесиках) способствует формированию суточного двигательного режима ребенка.

Семейные прогулки3 и туристические походы помимо познавательных целей содействуют развитию кругозора учеников, формированию умений правильно ходить по пересеченной местности, преодолевать препятствия, встречающиеся в пути, правильной постановке дыхания при физической нагрузке, и все эта в сочетании с купанием и закаливанием ребенка.

Большое внимание в семье следует уделить обучению детей плаванию. Умение плавать важный, жизненно необходимый навык человека. Поэтому родителям следует ознакомиться с методикой обучения плаванию и использовать каждую возможность пребывания с детьми на воде. Научиться плавать одно Из ответственных домашних заданий учителя физической культуры ребенку и его родителям на лето.

Игры с мячом1 хорошо укрепляют здоровье и наиболее популярны для занятий во дворе? на площадке, на даче, на прогулке, в турпоходе, в парке, в воде: Они способствуют развитию ловкости, координации движений, гибкости, быстроты, выносливости, динамической силы. Игры детей со сверстниками, старшими и младшими детьми, родителями воспитывают проявление эмоций, требуют выполнения правил, дисциплинирующих ребенка, приучают его к сдержанности при общении в коллективе, формируют умение стойко переносить поражении и вы ражать радость победы.

Спортивные упражнения в форме командных игр в волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол предполагают знание техники игровых действий и правил игры. Этому обучают учеников на уроках физической культуры в школе, на тренировочных занятиях в спортивных секциях. Стихийно возникшие игровые команды детей могут встречаться на спортивных площадках школы, стадиона, при жилых домах, на пляже и должны уметь саморегулироваться. Этому способствует психофизическая подготовка ребенка3, осуществляемая родителями, квалифицированное судейство игр со стороны родителей, старших школьников, опытных спортсменов, тяготеющих к работе с детьми. При этом важно правильно регулировать продолжительность игры и периоды отдыха, не доводить учеников до чрезмерной степени утомления.

Занятия детей в домашних условиях лечебной физической культурой осуществляются по назначению врача. Лечебные упражнения в сочетании с массажем и самомассажем', процедурами закаливания2 содействуют оздоровлению ребенка, хорошее у самочувствию, повышению жизненного потенциала. Большое внимание следует уделить оздоровительной ходьбе3 как ' 'наиболее доступному средству укрепления здоровья ученика. > Нетрадиционные виды физических упражнений, такие, как .ушу4, упражнения йогов5, катание на скейтборде, занятия шейпингом, ритмической гимнастикой и др. расширяют возможно-( ста самостоятельных занятий школьников движениями, способ-'* ствуют повышению интереса к своему здоровью, физическому , развитию, двигательной активности, формируют культ краси-{вого, здорового, хорошо развитого тела (телосложения). При i этом необходимо обучать учеников умениям самоконтроля6 за " состоянием здоровья, развития и физической подготовленности по доступной в домашних условиях методике.

Участие в семейных соревнованиях типа «Папа, мама, я спортивная семья» и др. сплачивает семью, развивает здоровые 1 взаимоотношения между родителями и детьми, раскрывает но-; вые возможности занятий физическими упражнениями.

Выполнение физических упражнений на тренажерах, установленных в квартире7, способствует более полноценному решению задач физического воспитания.

■;" Игры на местности родители учеников проводят в процес-£о се прогулки, семейного туристического похода. Для этого необходимо предварительно разучить несколько игр, модернизировать их по своему усмотрению и широко применять на отдыхе с дет*ми.

Следует учитывать также спонтанную (незапланированную) двигательную активность детей. Она проявляется внезапно, например, «сбегать за хлебом», не предусмотренная заранее поездка с товарищами на велосипеде, включение в подвижную игру со сверстниками во дворе. Эту двигательную активность труднорегулировать со стороны взрослых, поэтому ребенок должен знать воздействие физических упражнений на организм человека, правильно выполнять самостоятельные движения и дозировать их..:

Полезно сочетать занятия физической культурой с посильной работой детей на приусадебном или дачном участке в сочетании с водными Процедурами при соблюдении правил личной гигиены и рационального (сбалансированного) питания.

При организации занятий физическими упражнениями в семье учитель физической культуры, классный руководитель должны учитывать, что разные семьи отличаются друг от друга своеобразными традициями, семейными стремлениями, бытовыми условиями, материальными возможностями, уровнем общей культуры- Поэтому режим дня ученика может быть организован различно. Все это накладывает отпечаток на воспитание ребенка, формирует его индивидуальность. Это должны принимать во внимание учителя, тактично поправляя мнения родителей. Следует приучать ребенка критически, но тактично, оценивать жизнь в семье и находить правильные пути самовоспитания. Учителям и родителям детей необходимо помнить, что каждый школьник должен овладеть полезным объемом знаний в области физической культуры, спорта, гигиены и медицины, смолоду знать свой организм и уметь поддерживать его в порядке, «Чтобы быть здоровым, отмечает известный кардиолог Н, Амосов, нужны собственные усилия постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»1.

4





Сейчас читают про: