Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Анализ состава и динамики прибыли
Рассмотрим схему формирования показателей прибыли предприятия:
Выручка от продаж – себестоимость проданной продукции = Валовая прибыль от продаж;
Валовая прибыль от продаж – коммерческие расходы – управленческие расходы = Прибыль от продаж;
Прибыль от продаж – Сальдо прочих доходов и расходов = Прибыль до налогообложения;
Прибыль до налогообложения – Текущий налог на прибыль (с учетом отложенных налоговых активов (+) – обязательства и иные аналогичные обязательные платежи) = Бухгалтерская чистая прибыль (убыток) отчетного периода
Согласно ПБУ 18/02 под отложенным налоговым активом понимается та часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периодом.
Отложенные налоговые обязательства равняются величине отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде.
|
|
Распределенная чистая прибыль.
Нераспределенная чистая прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470 ф. № 1.
Чтобы грамотно управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.
При проведении анализа состава и динамики прибыли используют данные формы № 2. Строиться аналитическая таблица, где в колонке показатели отражается выручка, себестоимость продукции, валовая прибыль, коммерческие и управленческие расходы (расходы периода), прибыль от продаж, сальдо прочих доходов и расходов, прибыль до налогообложения, текущий налог на прибыль, чистая прибыль.
Анализ проводится с применением горизонтального и вертикального методов анализа финансовой отчетности.
В результате анализа выявляют наметившиеся изменения в динамике и в структуре финансовых результатов.
Прибыль от реализации продукции имеет очень важное значение, поскольку данный показатель характеризует экономическую эффективность основной деятельности предприятия, т.е. производство и реализацию продукции.
Анализ прибыли от продаж обычно начинают с рассмотрения ее состава, структуры и динамики.
Для этого строят аналитическую таблицу, где указывается формирование прибыли от продаж, удельный вес ее в валовой прибыли, а также изменения по сравнению с прошлыми годами как по сумме так и по удельным весам
В результате находят отклонения, и в дальнейшем оценивают влияние различных факторов на изменение суммы прибыли от продаж.
На прибыль оказывают влияние как внешние так и внутренние факторы:
|
|
Внешние факторы:
Чрезвычайные события, природные условия, транспортные средства;
Изменение государственными органами или инфляцией цен на продукцию, сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, тарифы на услуги, торговых скидок, норм амортизации, ставок заработной платы.
Нарушения поставщиков, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами.
Внутренние факторы:
Количество и качество продукции;
Себестоимость продукции;
Цена на продукцию;
Элементы себестоимости;
Структурные сдвиги в составе продукции
Прибыль от реализации продукции, формируется следующим образом:
ПР = ВР – С/С – КР – УР, где
ПР- прибыль от реализации;
ВР – выручка от реализации продукции;
Ц – цены реализации;
С/С – себестоимость реализованной продукции;
УР – управленческие расходы;
КР – коммерческие расходы;
Р – рентабельность продаж
Факторный анализ прибыли от продаж осуществляется следующим образом:
D ПР = ПР отч. – ПР прош;
Определим влияние факторов на изменение прибыли:
D ПР (Ц) = DВР (ц) х Рпр./100;
D ВР(ц) = DВР отч. – ВР отч/ I цен.
I цен = Цены отчетного периода/Цены базового периода
D ПР (ВР) = (ВР отч. – ВР пр.) - D В (Ц) х Р пр.
D ПР (С/С) = ВР отч. х (УСотч. – УС прош.)/100
D ПР (УР) = ВР отч. х (УУРотч. – УУР прош.)/100
D ПР (УКР) = ВР отч. х (УКР отч. – УКР прош.)/100
УКР – уровень коммерческих расходов в себестоимости продукции, (%)
УУР – уровень управленческих расходов в себестоимости продукции, (%).