Анализ и оценка прибыли на одну акцию

Одним из важнейших показателей, используемых для характеристики рыночной активности организации, является прибыль на обыкновенную акцию, свидетельствующая о том, какая сумма заработанной в отчетном периоде чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию.

Базовая формула для определения данного показателя:

Прибыль на одну акцию = Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям / Количество обыкновенных акций в обращении.

Акционерные общества, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, раскрывают информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в виде двух показателей: базовой прибыли на акцию, разводненной прибыли на акцию.

Базовая прибыль на акцию – это отношение базовой прибыли отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного.

Базовая прибыль отчетного года представляет собой величину чистой прибыли, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленных за отчетный период.

Базовая прибыль на акцию определяется на основе фактических данных, а показатель разводненной прибыли на акцию имеет прогнозный характер и показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на одну обыкновенную акцию в случаях:

Конвертации всех конвертируемых ценных бумаг (привилегированные акции и иные ценные бумаги) акционерного общества в обыкновенные акции;

Исполнения договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимают ее уменьшение или увеличение убытка в расчете на одну обыкновенную акцию за счет возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества.

Анализ показатели прибыли на акцию основан, прежде всего, на результатах анализа чистой прибыли отчетного периода, в ходе которого оцениваются основные факторы, оказавшие влияние на полученный финансовый результат. Используя данный показатель прибыли на акцию для оценки привлекательности акций того или иного эмитента, инвестор в первую очередь должен оценить стабильность получения в будущем прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию. Заинтересованный в оценке «качества» полученной прибыли, он должен проанализировать составляющие полученного финансового результата.

9. Анализ показателей рентабельности предприятия: показатели рентабельности, порядок их расчета и анализа

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реа­лизации того или иного вида бизнеса.

Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансо­выми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельностьесть относительный показатель, ко­торый обладает свойством сравнимости, может быть ис­пользован при сравнении деятельности разных хозяй­ствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, ка­кую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования

Рентабельность есть относительный показатель, который характеризует соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Данный показатель используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах (стандартная точность – 4 знака после запятой) или в процентах (стандартная точность – 2 знака после запятой).

Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность основной
(операционной) и инвестиционной деятельности;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж
(оборота);

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его
частей.

Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения прибыли от продаж либо чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

Р з = Прп /З рп,

где Р з – рентабельность производственной деятельности;

Ппр- прибыль от продаж;

Зрп – затраты связанные с производством и реализацией.

Данный показатель характеризует, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от продаж или чистой прибыли от на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Ррп = Ппр/Врп

или Ррп = ЧП рп / В рп

где Рпр – рентабельность продаж;

Ппр- прибыль от продаж;

ЧП пр- чистая прибыль

Врп – выручка от продажи продукции

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала.

Группа показателей рентабельности капитала формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственный капитал + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Рентабельность активов - важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов. По данным зарубежных институтов экономического анализа, она составляет примерно18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективности проектов часто используется коэффициент 0,20.

Ра = БП / А,

Где Ра – рентабельность активов;

БП- прибыль до налогообложения;

А –стоимость активов организации.

Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения или чистой прибыли определяется как отношение балансовой прибыли (чистой прибыли) к стоимости собственного капитала.

Р ск = БП/ СК

где Рск – рентабельность собственного капитала;

БП – балансовая прибыль;

СК – собственный капитал.

Рентабельность производственных активов по бухгалтерской прибыли- отношение чистой прибыли к средней стоимости основных производственных активов, нематериальных активов и оборотных материальных активов.

В российской практике особое значение имеет данный показатель, или показатель экономической эффективности производственного имущества. К сожалению, в балансе нет данных об основных производственных активах, поэтому порядок расчета данного показателя можно провести учитывая материальные затраты и стоимость основных производственных фондов.

Рентабельность внеоборотных активов - отношение прибыли до налогообложения к стоимости внеоборотных активов по средней величине.

Р ва = БП / ВА,

где Р ва – рентабельность внеоборотных активов;

БП – прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль);

ВА – внеоборотные активы

Рентабельность оборотных активов - отношение прибыли до налогообложения к стоимости оборотных активов.

Роа = БП / ОА,

где Р оа – рентабельность оборотных активов;

БП – прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль);

ОА – оборотные активы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: