V. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
Орган вкуса
На поверхности языка, задней стенки глотки и мягкого неба находятся рецепторы, которые воспринимают сладкое, соленое, горькое и кислое. Эти рецепторы получили название вкусовых почек.
Вкусовая почка состоит из вкусовых и поддерживающих клеток. На верхушке вкусовой почке – вкусовое отверстие (пора), открывающееся на поверхности слизистой оболочки.
Вкусовые луковички состоят из опорных и рецепторных вкусовых клеток, имеющих микроволосинки длиной до 2 мкм. Микроволосинки воспринимают вкусовой раздражитель. Импульсы из ротовой полости поступают в корковую часть вкусового анализатора головного мозга, (парагипокампальная извилина височной доли).
10) Орган обоняния – распознает запахи, определяет газообразные пахучие вещества в воздухе. Участвует в рефлекторном возбуждении пищеварительных желез. Расположен в верхнем отделе носовой полости, имеет площадь около 2,5 см2. Обонятельные нейросенсорные клетки (эпителиоциты) – они воспринимают пахучие вещества. Периферические отростки клеток обоняния несут на себе обонятельные волоски, а центральные отростки формируют около 15 – 30 обонятельных нервов, которые проникают в обонятельную луковицу, а затем в обонятельный треугольник, а за тем в переднее продырявленное вещество, в подмозолистое поле и диагональную полоску Брока. Рецепторы различают более 400 разных запахов.
|
|
А. Ответить на вопросы:
1. Соматическая сенсорная система
2. Виды кожных рецепторов
3. Проприорецепторы
4. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем
5. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности
6. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы – кожа
7. Обонятельные рецепторы, вспомогательный аппарат обонятельной сенсорной системы, проводниковый и центральный отделы
8. Ноцицепция, ноцицепторы, проводниковый и центральный отделы
9. Висцеральная сенсоная система
Б. Опережающие задания (реферат)
1. Корковые анализаторы
Учебно-методический план занятия № 27 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительный анализатор»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания о строении сенсорных систем
2. Сформировать знания о строении глаза
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки)
|
|
2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости
Развивающая:
1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Рецепторы зрения
2. Вспомогательный аппарат зрительного анализатора
3. Проводниковый и центральный отделы зрительного анализатора
4. Аккомодационный аппарат глаза
Уметь:
6. Показать в атласе и на таблицах анатомические структуры органа чувств – глаза
7. Применять латинские термины.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: анатомия (9кл.)
Обеспечиваемые: латинский язык, нервные болезни, глазные болезни, хирургия
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства: слайды
Раздаточный материал: вопросы
Литература:
1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с..
2.Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с..
ХОД ЗАНЯТИЯ: