double arrow

Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства


Судебная власть в области гражданского судопроизвод­ства реализуется путем осуществления правосудия по граждан­ским делам применительно ко всем видам производства, суще­ствующим в гражданском процессе, — исковому; производству, возникающему из публичных правоотношений; особому произ­водству, а также другим дифференцированным судебным проце­дурам.

Действующим гражданским процессуаль­ным законодательством, а это прежде всего ГПК РФ (14 ноября 2002 г.), вырабо­тана система гражданских процессуальных норм, позволяющих осуществлять функцию защиты прав и законных интересов гра­ждан, исходя при этом из принципа равенства всех перед зако­ном, права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным и независимым судом, учрежденным в соответ­ствии с законом. Гражданское процессуальное законодатель­ство определяет компетенцию судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел, дифференцирует правила за­щиты различных гражданских прав, устанавливает нормы, обеспечивающие нормальное, незатяжное развитие процесса по гражданскому делу.

Облегчает доступность к правосудию сформулированное в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ новое правило о допустимости использования в гражданском судопроизводстве аналогии закона и аналогии права. С принятием этой нормы появилась возможность доста­точно оперативно преодолевать пробелы в гражданском процес­суальном праве, не дожидаясь внесения соответствующих изме­нений в законодательство и устраняя препятствия к получению судебной защиты.

ГПК РФ отказался от жесткого судебного контроля за всеми распорядительными действиями сторон и освободил суд от обязанности по сбору доказательств. Вместе с тем, по просьбе сторон суд должен оказывать им содействие в собирании дока­зательств, в известных пределах осуществлять контроль за рас­порядительными действиями участвующих в деле лиц. Надле­жащая защита прав невозможна без оптимального баланса со­четания активности суда с активностью сторон.

Применительно к реализации прав граждан на судебную за­щиту важное значение имеет отнесение значительного количе­ства дел к подсудности мировых судей (ст. 23 ГПК РФ). Такое решение вопроса позволяет максимально приблизить суд к ме­стному населению, а также разгрузить федеральных судей рай­онных судов и тем самым способствовать ускорению рассмотре­ния дел в судах.

Дифференциация видов производств в гражданском процессе. Ныне действующий ГПК РФ сохранил три классических вида производств, известных гражданскому процессуальному законодательству: 1)исковое; 2)по делам, возникающим из публичных правоотношений; 1) особое производство. В настоящее время разработана более детальная дифференциация судебных процедур, позволивших учесть их особенности и обособить друг от друга.

Так, в ГПК РФ для облегчения защиты прав граждан преду­смотрен ускоренный и упрощенный порядок разрешения ряда прямо перечисленных в Кодексе требований путем выдачи ми­ровым судьей судебного приказа — приказное производство (гл. 11). Все требования заинтересованных лиц в этих случаях подтверждаются документально, по существу, носят бесспор­ный характер и поэтому не возникает надобности в судебном разбирательстве дела. На основании судебного приказа, являю­щегося исполнительным документом, при отсутствии возраже­ний со стороны обязанного лица с него производится взыска­ние денежных сумм или движимого имущества по правилам ис­полнительного производства.

Суд наделен правом рассматривать дело по существу на ос­новании имеющихся доказательств в отсутствие ответчика, над­лежащим образом извещенного о дне слушания дела, и при от­сутствии возражений со стороны истца — заочное производство (гл. 22). Возможность использования данного вида производст­ва мобилизует стороны к более активной защите своих прав и содействует реализации правил процессуальной экономии.

В качестве самостоятельного выделено производство по де­лам с участием иностранных лиц (разд. V), где сконцентрирова­ны, в частности, положения, регулирующие порядок примене­ния норм к иностранным гражданам и лицам без гражданства; предусмотрен порядок исполнения судебных поручений судеб­ными органами других государств, а также признание и испол­нение решений иностранных судов.

В ныне действующем ГПК РФ более полно, а в ряде случаев несколько по-иному, чем это было ранее, урегулировано произ­водство по делам, возникающим из публичных правоотноше­ний. Кодекс четко обозначил три разновидности дел, относя­щихся к этому виду производств — оспаривание нормативных правовых актов; оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных и муниципальных слу­жащих; рассмотрение заявлений граждан о защите избиратель­ных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем, пере­чень этот не является исчерпывающим, так как федеральным законом к ведению суда могут быть отнесены и другие дела, воз­никающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ).

При рассмотрении дел, возникающих из публичных отно­шений, в ГПК РФ закреплены следующие особенности:

1) не применяются правила заочного производства (ч. 2ст. 246);

2) суд не связан основаниями и доводами заявленных требо­ваний (ч. 3 ст. 246);

3) суд проявляет активность в выяснении имеющих значе­ние для дела обстоятельств, в связи с чем он вправе истребо­вать доказательства по собственной инициативе (ч. 2 ст. 249);

4) особые правила предусмотрены для распределения обязан­ностей по доказыванию, когда бремя доказывания законности принятого нормативного правового акта, совершенного дейст­вия лежит соответственно на органе и лицах, действия которых оспариваются (ч. 1 ст. 249);

5) обязательность решения, вступившего в законную силу, по рассматриваемому виду производства распространяется так­же на лиц, не участвовавших в деле, в связи с чем они не могут заявлять в суд те же требования и приводить те же основания, которые были предметом рассмотрения по заявлению другого лица и по которому было вынесено решение (ст. 250);

6) отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, не влечет за собой прекращение производства по делу и, следовательно, обязывает суд вынести решение по существу (ч. 3 ст. 252);

7) необязательным для суда является и признание требова­ния органом государственной власти, органом местного само­управления или должностным лицом, принявшим оспаривае­мый нормативный правовой акт (ч. 3 ст. 252).

Из сказанного следует, что по делам, возникающим из пуб­личных правоотношений, ограниченно используются правила распорядительного характера, а также предусматривается ак­тивная роль суда в процессе.

Способы пересмотра судебных постановлений.Для надлежа­щей защиты прав граждан гражданское судопроизводство пре­дусматривает четыре способа проверки правильности вынесен­ных судебных постановлений, которыми могут воспользоваться участвующие в деле лица.

Для проверки судебных постановлений, не вступивших в за­конную силу, существует два вида производства: а) апелляци­онное производство для решений и определений мировых су­дей; б) кассационное производство для решений и определений федеральных судов.

Проверка судебных актов в апелляционном и кассационном порядке является важнейшей гарантией охраны прав сторон и других участвующих в деле лиц, позволяя оперативно устранять допущенные судом ошибки. Осуществление права на апелляци­онное (кассационное) обжалование зависит от самих участвую­щих в деле лиц, являясь их субъективным правом. Подача апел­ляционной (кассационной) жалобы с соблюдением установлен­ных ГПК РФ порядка и срока влечет обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции.

Надзорное производство. Ныне действующий ГПК РФ суще­ственным образом изменил надзорное производство, отказав­шись, прежде всего, от принесения протестов определенным кру­гом должностных лиц суда и прокуратуры. Теперь правом обжа­лования вступивших в законную силу судебных постановлений пользуются все лица, участвующие в деле, другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановле­ниями, а также прокурор имеет право на подачу представления в надзорную инстанцию, если он участвовал в рассмотрении де­ла (ст. 376 ГПК РФ). Лишь в единственном случае ст. 389 ГПК РФ позволяет Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю обратиться с мотивированным представлением в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства су­дебной практики и законности.

Таким образом, у граждан появилась возможность самим инициировать надзорное производство и, тем самым, можно говорить о расширении доступа к правосудию. Существовав­ший ранее порядок в известной мере носил административный характер и не учитывал в полном объеме принципы диспозитивности и состязательности, что давало основания Европей­скому Суду по правам человека рассматривать кассационную инстанцию в качестве суда, которым исчерпываются в России национальные средства судебной защиты.

Функции суда в сфере исполнения судебных постановлений. Исполнение судебных решений и определений (а также поста­новлений иных органов) регулируется федеральными законами от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» и «О су­дебных приставах». Однако существование федерального зако­нодательства об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского процесса. Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных постановлений. Целый ряд функций, связанных с испол­нением судебных актов, осуществляется не судебными приста­вами-исполнителями, а судом. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения, нашли свое место в гражданском судопроиз­водстве.

Действующий ГПК РФ содержит самостоятельный разд. VII, регламентирующий производство, связанное с исполнени­ем судебных постановлений. Здесь закреплены нормы, направ­ленные на исполнение судебных постановлений, если они не­посредственно касаются компетенции самого суда. К их числу, например, отнесены: нормы о выдаче исполнительных листов, их дубликатов, об установлении сроков давности исполнения, их перерыве, восстановлении, об отсрочке, рассрочке, измене­нии способа и порядка исполнения, о повороте исполнения ре­шения, об ответственности за неисполнение актов суда, о при­остановлении и прекращении исполнительного производства, об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-ис­полнителя.

Существенное значение для социально-экономической за­щиты прав граждан имеет закрепленный в ст. 446 ГПК РФ Пе­речень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взы­скание по исполнительным документам. Перечень носит ис­черпывающий характер, гарантируя должнику и находящимся на его иждивении лицам необходимые условия для их сущест­вования и деятельности. Так, например, не может быть обра­щено взыскание на жилое помещение, если для гражданина-должника (членов его семьи, совместно с ним проживающих) оно является единственным пригодным для постоянного про­живания помещением, на земельный участок, на котором оно расположено. Исключение составляют лишь случаи, когда ука­занное имущество является предметом ипотеки и на него в со­ответствии с законодательством об ипотеке может быть обра­щено взыскание. Такого рода дополнения были внесены в ст. 446 ГПК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ.


Сейчас читают про: