Роль прокурорского надзора в соблюдении прав и свобод человека и гражданина

Важным институтов в борьбе за права человека является прокуратура. Государственно-правовой статус органов проку­ратуры определен в ч.1 ст. 129 Конституции РФ, согласно которой прокуратура Российской Феде­рации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору Российской Федера­ции. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г. органы прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют в ряду других полно­мочий также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законо­дательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций.

В аспекте защиты прав и свобод важное значение имеет осущест­вляемый прокуратурой надзор за соблюдением Конституции РФ, за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, служ­бами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами конт­роля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В год органы прокуратуры выявляют в среднем около 350 тыс. наруше­ний законов.

Прокуроры надзирают за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. При этом они в первую очередь обращают внимание на соответствие Конституции РФ и федеральным законам принимаемых ими решений и совершаемых действий. Проверки в этих органах носят регулярный характер, что позволяет своевременно выявлять и пресекать всякие отклонения от законодательно установленного порядка деятель­ности этих органов.

Особенно актуально сейчас стоит вопрос о соблюдении прав лич­ности в учреждениях, исполняющих наказания. Ст.33 Закона «О проку­ратуре РФ» позволяет прокурорам в любое время посещать такие уч­реждения, отменять дисциплинарные взыскания, незаконно наложенные на лиц, в них содержащихся, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора и иных перечисленных в Законе мест.

К функциям прокуратуры относятся также:

- надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и упреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом метры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установ­ленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовыва­ют противоречащие закону решения, приговоры, определения и поста­новления судов.

Прокурор обязан присутствовать на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних, лиц с физическими недостатками и т.п.

Большое значение имеет право прокурора предъявлять и поддерживать в судебных органах в силу ст.27 Закона «О прокуратуре РФ» иски в интересах граждан, не могущих по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам отстаивать в судах свои права и свободы.

Весьма значимы с позиций защиты прав и свобод человека и гражданина также полномочия прокурора по надзору за законностью в деятельно­сти несудебных органов административной юрисдикции (ст.22,27 Федерального закона о прокуратуре РФ).

Так, органы административной юрисдикции рассматривают дела об административных правонарушениях, затрагивающих, как правило, права личности. Проку­рор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в частности, проверять исполнение несудебными органами административной юрисдикции законов в связи с заявлениями, жалобами граждан, а равно и иными сведениями об административных правонарушениях. В случае выявления нарушений либо установления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, прокурор обязан принести представление, подлежащее безотлагательному рассмотрению и исполнению полномочным органом или должностным лицом.

Работа по надзору за соблюдением прав и свобод граждан должна носить избирательный характер и не подменять органы правосудия при разбирательстве гражданских споров. Вмешательство прокуроров в защиту нрав и свобод граждан носит в основной компенсационный характер, когда возможности других органов контроля для воздействия на ситуацию исчерпаны.

Прокуратура, вопреки конституционному ее включению в главу «судебная власть», составляет подсистему органов исполнительной власти и в своей деятельности тесно взаимодействует с органами судебной сис­темы в правовой защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Вместе с тем, как это отметили эксперты Совета Европы, орга­низация и функционирование Российской прокуратуры в современном виде вошла в противоречие с принципами действительного независимого судопроизводства. Обращение прокурора в случае возникшей необходимости по защите нарушенных прав в суд не должно подменять или как-то умалять право человека и гражданина на судебную защиту путем непосредственного обращения в суд за такой защитой.

В заключение рассматриваемого вопроса напомним, что правоза­щитный механизм прокуратуры, как и многих других правоохранительных органов, имеет 2 стороны:

а) защита прав граждан от посягательств других граждан, организаций, органов государственной власти;

б) соблюдение прав конкретных граждан при непосредственной работе с ними работников прокуратуры.

В 2001 г. было рассмотрено около 1,5 млн. жалоб граждан на нарушение прав и законных интересов граждан. Из них более 350 тыс. обращений граждан по поводу нарушения прав в ходе следствия и дознания. Из них белее 100 тыс. удовлетворено непосредственно в органах прокуратуры.

Лекция 7. Механизмы защиты прав и свобод человека в зарубежных государст­вах

(2 часа)

1. Органы конституционного контроля и их назначение в деле защиты прав человека.

2. Судебная защита прав человека.

3. Деятельность административной юстиции.

4. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: