double arrow

Защита прав человека Уполномоченным по правам человека в РФ


В Конституции РФ нет специальной нор­мы, посвященной данному институту, кото­рая бы определяла его статус, содержание его деятельности, объем полномочий, как это сде­лано в других странах. Упоминание об Упол­номоченном дано через призму компетенции Государственной Думы, но при этом Уполно­моченный по правам человека не относится к высшим органам государства, не является в то же время ни органом законодательной власти, ни органом исполнительной влас­ти, ни судебным органом. Об Уполномочен­ном по правам человека говорится в ст. 103, посвященной компетенции Государственной Думы: «К ведению Государственной Думы от­носится:... д) назначение на должность и ос­вобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соот­ветствии с федеральным конституционным законом».

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осущест­влять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. Важно отметить также то, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетен­ции государственных органов, обеспечива­ющих защиту и восстановление нарушен­ных прав и свобод индивида. Он должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав, совер­шенствованию законодательства РФ о пра­вах человека и гражданина, а также приведе­нию этого законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию междуна­родного сотрудничества в области прав чело­века, правовому просвещению по вопросам прав свобод человека, форм и методов их защиты.




Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных фун­кций является процесс рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданс­тва на решения или действия (бездействие) государственный органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госу­дарственных служащих, если ранее заяви­тель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо администра­тивном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не ограничен «парла­ментским фильтром», т.е. он рассматривает жалобы направленные не в парламент, а ему лично, что обеспечивает непосредственный диалог между государством в лице Уполно­моченного и гражданами, минуя процедуру прохождения жалобы через парламентари­ев. Характерной особенностью английского варианта института омбудсмана является то, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Он наделен правом рассматривать письменные жалобы граждан, поступивших только через членов палаты общин. Подоб­ный «парламентский фильтр» кроме Вели­кобритании можно также наблюдать и во Франции.



По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нару­шенных решениями или действиями (без­действием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего пред­ставителя участвовать в судебном процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с хо­датайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездейс­твии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обра­титься в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу ре­шения, приговора суда, определения или пос­тановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конс­титуционный Суд РФ с жалобой на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.



Уполномоченный также обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) кото­рых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендация­ми относительно возможных и необходимых способов восстановления указанных прав и свобод. Получив подобное заключение, соот­ветствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны рассмотреть его в течение ме­сяца и сообщить в письменной форме Упол­номоченному о принятых мерах.

Уполномоченный имеет право обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной ко­миссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседа­ниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Уполномоченный также вправе обратить­ся в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам и российскому Уполномоченному, в частности, является ежегодный доклад парламенту, в котором Уполномоченный анализирует наиболее час­то встречающиеся нарушения прав и свобод граждан, отмечает недостатки в деятельнос­ти органов государственной власти, выска­зывает свои рекомендации по совершенс­твованию законодательства и практики его применения. Ежегодный доклад Уполномо­ченного — направляющий вектор в деятель­ности всех органов государственной власти, указывающий на ошибки, нарушения, пред­лагающий решения, обозначающий пробелы в законодательстве.







Сейчас читают про: