Европейская система по реализации и защите прав человека включает:
1. защиту прав человека в рамках Совета Европы;
2. защиту прав человека в рамках Европейского Союза (раньше назывался Европейское Сообщество);
3. защиту прав человека в рамках ОБСЕ.
В ее развитии особую роль сыграл Совет Европы (СЕ), созданный в мае 1949 г. На базе СЕ созданы механизмы европейской конвенционной и судебной защиты прав человека. Организационной основой таких механизмов являются следующие рабочие органы СЕ:
1. Комитет министров иностранных дел;
2. Парламентская ассамблея, состоящая из представителей национальных парламентов;
3. Конгресс местных и региональных властей СЕ;
4. Секретариат.
Комитет министров иностранных дел:
- вправе принимать от имени СЕ обязательные для его членов решения;
- Комитет министров рассматривает и одобряет нормативные документы (конвенции, соглашения) СЕ;
- принимает решения о направлении любых необходимых рекомендаций заинтересованным государствам в сфере прав человека;
|
|
- разбирает несложные дела о нарушениях прав человека, которые могут быть закончены исходя из существующего законодательства;
- контролирует выполнение своих обязательных решений по нарушениям прав человека, включая определения о возмещении убытков пострадавшей стороне.
Парламентская ассамблея СЕ (ПАСЕ) - совещательный представительный орган, наделана в основном консультативными функциями и заседает 4 раза в год. Делегации парламентариев регулярно направляются в страны, где установлены факты нарушения прав человека. Они встречаются с должностными лицами правительства страны, а также с представителями неправительственных правозащитных организаций, СМИ, профсоюзов, религиозных и других групп.
Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти.
Структурные подразделения СЕ обслуживаются Международным секретариатом, состоящим из многонационального штата сотрудников, нанятых из государств-членов СЕ, в число которых входит и Директорат по правам человека. Директорат заинтересован в развитии связей с местными неправительственными правозащитными организациями (НПО), а также в получении информации о ситуации с правами человека в государствах-членах СЕ.
В рамках Совета Европы действует Комиссар СЕ по правам человека. В круг обязанностей Комиссара входит:
- информационно-просветительская деятельность в области прав человека в государствах-членах СЕ;
- содействие в совершенствовании законодательства в государствах-членах;
- содействие деятельности национальных омбудсменов;
|
|
- предоставление ежегодного доклада в Комитет министров и в ПАСЕ.
Основные правозащитные документы Совета Европы:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.);
- Европейская социальная хартия (1961г.);
- Европейская конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.
Чтобы добиться действия положений Конвенции в различных государствах-членах СЕ, образовали контрольные механизмы:
- Европейскую комиссию по правам человека;
- Европейский Суд по правам человека (1959г. Страсбург).
Комиссия уже перестала действовать, полностью передав свои полномочия реформированному Суду с ноября 1998 г. Она сыграла свою значительную роль, пока шло реформирование Суда.
Юрисдикция Европейского Суда по правам человека распространяется на все случаи толкования и применения Европейской конвенции. Именно в интерпретации Конвенции состоит, прежде всего, предназначение Суда. Но он вправе рассматривать индивидуальные жалобы и в этом деле Европейский суд - последняя инстанция в процессе о нарушениях прав человека, проходящих в национальных судах стран-членов СЕ. Суд правомочен получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, заявляющих, что они являются жертвами нарушения одной из сторон прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Решение Суда является обязательным для государств-участников. Комитет министров СЕ наблюдает за осуществлением данных решений. Таким образом, сформировалась наднациональная судебная власть.
Гражданин РФ может обратиться в Европейский Суд по правам человека после того, как исчерпает все возможности правосудия в стране, т.е. пройдя суд первой инстанции и кассацию. Исключением может быть обстоятельство, когда суды в РФ отказывают гражданину в рассмотрении его законного требования. Решения Европейского Суда имеют абсолютную юридическую силу на территории России и обязательны для исполнения всеми органами государственной власти. При этом суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судам и не может изменять или отменять их решения. Решения Суда являются обязательными в том смысле, что игнорирование его решений ведет к необходимости отзыва несогласным с ними государством своей подписи под самой Европейской конвенцией по правам человека
Во всех сферах своей деятельности СЕ тесно сотрудничает с неправительственными правозащитным организациями (НПО), работу которых считает важнейшей составляющей демократического процесса. НПО могут направлять информацию о нарушениях прав человека в Парламентскую ассамблею и Комитет министров. Сегодня СЕ взаимодействует с НПО на всех уровнях своей структуры. Сотрудничество принимает различные формы: от консультации по конкретному вопросу до широкомасштабного участия в отдельных проектах.