Особое значение среди современных международно-правовых механизмов защиты прав человека имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание включило в свою работу почти все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. Оно начало свою работу в Хельсинки в 1973 г. Деятельность Совещания получила название Хельсинского процесса. В конце 1994г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), чтобы обеспечить постоянную организационную, научную, дипломатическую, юридическую, финансовую работу, направленную на защиту прав человека.
Первый этап деятельности ОБСЕ (1973-1975 г.г.) завершился
подписанием 33 странами Европы, США и Канадой Хельсинского Заключительного акта 1 августа 1975г.
Второй этап 1975-1989г.г., на котором были проведены встречи и совещания стран-участниц СБСЕ в Белграде, в Мадриде, в Вене. В Вене (в 1989г.) был принят наиболее значительный документ - Итоговый документ Венской встречи. Этот документ участников СБСЕ предусмотрел специальную структуру для обсуждения государствами вопросов по правам человека – Конференцию по человеческому измерению СБСЕ, наделенную правомочием работать в форме совещаний. Эти совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ были проведены в Париже (1989г.), Копенгагене (1990г.), Москве (1991г.)
|
|
Третий этап 1989-1994 гг. ознаменовался принятием документа «Хельсинский документ 1992г.: вызов времени перемен», часть У1 которого называется «Человеческое измерение».
Четвертый этап продолжался до сентября 2001г. Он характерен отрицательным отношением ряда стран к событиям в Чечне, Югославии, актами осуждения политики С.Милошевича. ОБСЕ могла бы занять более принципиальную позицию в предотвращении бомбардировок в Югославии, но она не сделала этого.
Пятый этап связан с событиями 11 сентября 2001г. в США, а также с войной в Ираке в марте 2003г., которые изменили некоторые подходы к пониманию терроризма, к роли Европы и России в борьбе с этим злом.
Следует выделить ряд особенностей, свойственных договоренностям в рамках процесса СБСЕ-ОБСЕ по человеческому измерению.
1. Они увязывают воедино вопросы прав и свобод человека с вопросами гуманитарного характера.
2. Указанные договоренности включают положение о том, что обязательства, принятые в области человеческого измерения, не относятся к числу исключительно внутренних дел государств СБСЕ.
3. В связи с тем, что договоренности СБСЕ-ОБСЕ включают многие положения Всеобщей декларации прав человека 1948г. и пактов о правах человека 1966г., целесообразно присоединение к данным пактам тех участников СБСЕ, которые к ним еще не присоединились. Это позволит всем участникам СБСЕ-ОБСЕ наиболее эффективно совершенствовать свои законы, административные правила и политику в области гражданских, политических, экономических, культурных и других прав человека и основных свобод и применять их на практике с тем, чтобы гарантировать действительно реальное осуществление этих прав и свобод.
|
|
4. Положения пактов о правах человека находят в документах СБСЕ-ОБСЕ определенную детализацию и организационную направленность.
5. Документы СБСЕ-ОБСЕ связывают эффективность прав и свобод человека с установлением принципов справедливости, составляющих основу правового государства.
В ходе второй фазы Конференции по человеческому измерению (Копенгаген, 5-29 июня 1989 г.) был принят документ, отразивший существенные изменения в государствах Восточной Европы. В первом разделе Документа содержится перечень, состоящий из 21 положения, которые характеризуют основы правового государства.
В Копенгагенском документе значительно расширен каталог прав и свобод и сфера их действия по сравнению с документами Венской встречи.
6. Документы СБСЕ-ОБСЕ выделяют определенные группы населения, защита прав которых требует повышенного внимания. В частности, это - рабочие-мигранты и национальные меньшинства.