Региональные правозащитные институты и механизмы в Америке, Африке, Азии, СНГ
В Американском регионе вырабатываются свои международные механизмы защиты прав человека, которые в чем-то повторяют уже отработанные в ООН и в Европе, но они имеют отличия. В 1978 г. принята Американская конвенция о правах человека, в которой закреплены гражданские и политические права. Контроль за реализацией положений Конвенции осуществляют: Организация американских государств (ОАГ);
Межамериканская комиссия по правам человека; Межамериканский Суд по правам человека. Практикуется система докладов и рекомендаций, обращения государств, физических и юридических лиц в Комиссию и Суд. Деятельность Комиссии и Суда оказалась неэффективной, как и в целом американской региональной системы защиты прав человека. Дело в том, что Межамериканская конвенция составлена в отрыве от реальной жизни и социально-экономических условий, сложившихся на Латиноамериканском континенте. Специфика латиноамериканского правозащитного механизма выражается в неразвитости государственных механизмов реализации социальных прав
В Африке предпринимаются усилия по созданию региональных правозащитных механизмов. В 1981г. была принята Африканская хартия прав человека и прав народов. Особенностью Хартии, по сравнению с европейскими и американскими документами, являются коллективные права - право народов на их равенство; право народов на самоопределение; на свободное распоряжение своими ресурсами; на социальное и экономическое развитие; на мир и безопасность; на удовлетворительную окружающую среду; на борьбу с колониализмом и иностранным господством и др.
Хартия предусмотрела создание Африканской комиссии по правам человека и народов. Комиссия рассматривает споры между африканскими государствами, проводит исследование африканских проблем в области прав человека и народов, организует семинары и конференции, распространяет информацию относительно прав человека, формулирует принципы и нормы, учитываемые африканскими государствами в их законодательном процессе.
Комиссия не рассматривает информацию об отдельных нарушениях прав и свобод человека. Она изучает сообщения о случаях массовых и грубых нарушениях и извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств.
Вопросы прав человека ставились в работе Организации Африканского единства (ОАЕ) (с 2002г. - Африканский Союз.)
Для африканского правозащитного механизма характерно выделение наряду с правами человека также и права народов. Термин права народов не новый. Он употреблялся в Международных пактах 1966г. Однако в него внесено специфическое содержание, обозначающее слитность прав людей, объединенных территориальной и этнической идентичностью. В праве народа частично растворяются права человека. Это особенность африканского органичного народоправия, где переплетается племенное самоуправление, государственный авторитаризм, взаимопроникновение родовых отношений и властеотношений. И такой подход нельзя просто отбросить, его необходимо учитывать при классификации и изучении правозащитных механизмов.
Защиту прав граждан ведет Лига арабских государств (ЛАГ). В 1994 г. в рамках ЛАГ принимается Арабская хартия прав человека. Ее своеобразие заключается в том, что она тесно связана с исламом, хотя о такой связи в самой Хартии ничего не говорится.
В числе особенностей Хартии можно отметить то, что предоставление определенных прав и свобод или гарантий их соблюдения связывается с гражданством. Причем в Хартии не уточняется, о каком гражданстве идет речь - об общем арабском или о гражданстве конкретного арабского государства.
Значительная часть Хартии посвящена положениям, касающимся прав человека в его отношениях с административными и судебными установлениями страны. В основном они соответствуют положениям, которые содержатся в других международных документах по правам человека.
Хартия предусматривает создание контрольного механизма - Комитета экспертов по правам человека. Однако он не наделен полномочием рассматривать конкретные случаи нарушения прав и свобод человека, а также принимать обязательные для государств решения по устранению нарушений. Таким образом, он не может оказать значительного влияния на практику соблюдения государствами-участниками Хартии ее положений.
На постсоветском пространстве возникла новая евразийская форма регионального межгосударственного сотрудничества - Содружество Независимых Государств (СНГ). В Минске 22 янв. 1993г. был принят Устав СНГ. Одной из целей СНГ названо обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного нрава и документами СБСЕ.
Устав предусматривал создание Комиссии по правам человека. Предусматриваются письменные запросы государств в Комиссию по вопросам нарушения прав человека, а также индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства защиты прав человека. Подготавливаются Заключения Комиссии, с которыми должны быть ознакомлены руководители государств СНГ.
26 мая 1995г. была принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. В конвенции последовательно закрепляются права естественно-антропологического характера, духовно-культурного и агентного характера:
Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил программу «Десять шагов навстречу простым людям», предусматривающую облегчение порядка общения граждан 5 государств, решения вопросов социальной защиты,
пенсионного обеспечения, трудоустройства, образования, приобретения гражданства, оформления документов, экологического контроля и т.д. Назарбаев - инициатор создания евразийского Союза /ЕвРоАз/ по аналогии с Евросоюзом, что начало уже осуществляться в начале XXI в.
касающиеся личности в вооруженных конфликтах (2 часа)
1. Понятие и источники международного гуманитарного права (МГП).
2. Международно-правовая защита жертв войны.
2.1. Комбатанты и покровительствуемые лица.
2.2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.
2.3. Гуманное обращение с военнопленными.
2.4. Защита гражданского населения.
3. Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера.
4. Ответственность за нарушения прав человека в условиях вооруженных конфликтов.