double arrow

Международный механизм защиты прав и свобод человека, его структура и характеристика составных частей

Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмена)

В 1809г. в Швеции был введен пост омбудсмана, который выполнял гуманитарно-правовые функции. В настоящее время в Швеции существует разветвленный механизм контроля. Этот институт включает несколько специализированных омбудсманов, так называемых омбудсменов справед­ливости, которые избираются Риксдагом (парламентом). Они стоят на вершине пирамиды контроля за соблюдением прав человека. Из них выбирается шеф-омбудсман, который координирует их деятельность, занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, к компьютерной системе и персональным данным. Омбудсман по вопросам юстиции контролирует деятельность органов правосудия, полиции и тюрем. Другие омбудсманы справедливости – контролируют вооруженные силы, социальное обеспечение и налоговое обложение. Обсуждался вопрос в парламенте Швеции о необходимости введения поста парламентского омбудсмана по надзору за прокуратурой.

В Швеции есть уполномоченные по защите прав детей и подростков, по защите прав и интересов инвалидов.

С принятие закона против расовой дискриминации был введен пост омбудсмана, в обязанности которого входит пресечение дискриминации в области трудовых и социальных отношений по расовым признакам (аренда жилья, найм, увольнение, оплата труда и др.). В 2000г. введен пост упол­номоченного по права сексуальных меньшинств, что, правда, критико­валось в шведской прессе.

Парламентский омбудсман в Швеции имеет доступ к любой докумен­тации и имеет право запрашивать информацию из любых источников. В ежегодных докладах Ригсдагу омбудсман публикует свои заключения. Осуществляя надзор за деятельностью в различных сферах управления и правосудия, он предъявляет обвинения государственным и должностным лицам, а также муниципальным должностным лицам и таким образом следит за поддержанием режима законности в различных сферах управления.

Характерные черты этого популярного за рубежом института: независимое положение в системе государственных органов; несменяемость в течение всего срока полномочий парламента; право законодательной инициативы; открытость и доступность для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствие формализованных процедур разбирательства жалоб и обра­щений; бесплатность оказания гражданам помощи и др.

Довольна интересна практика испанского омбудсмана - народного защитника, статус которого оговорен ст.54 Конституции Королевства Испании. Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными Кортеса­ми (парламентом) и обязан защищать основные права и свободы граждан.

Он имеет право

- по долгу службы или по требованию граждан и организаций проведать расследование в отношении действий и решений публичной администрации, которые нарушают права граждан;.

- он может расследовать факты деятельности министров, администра­тивных властей, любого лица, состоящего на службе в публичной адми­нистрации;

- он выявляет нарушение, мнение злоупотребившего чиновника и ставит в известность вышестоящих руководителей;

- народный защитник имеет право предлагать изменение критериев при применении актов или решений публичной администрации;

- он может рекомендовать изменение норм законодательному органу или администрации;

- он может обращаться в Конституционный Суд, если считает, что какой-то акт противоречит Конституции.

Во Франции парламентский омбудсмен назван медиатором. Медиатор

- рассматривает жалобы граждан, а также, иностранцев, имеющих вид на жительство, на действия государственных органов и их должностных лиц. При этом жалобы подаются обязательно через членов парла­мента, как депутатов Национального собрания, так и сенаторов;

- медиатор вправе возбудить дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимости подать на него жалобу всуд, и высту­пать в суде в роли обвинителя по вышеназванным делам;

- он вправе предлагать внесение поправок к текстам действующих законодательных и административных актов;

-он может рекомендовать соответствующим государственным структурам проведение необходимых, с его точки зрения, реформ, способных улучшить взаимоотношения между гражданами и администрацией;

- медиатор может требовать от государственного органа любую документацию, касающуюся дела, по которому он проводит расследование, кроме документов и материалов, касающихся вопросов национальной Безопас­ности, обороны, внешней политики.

Согласно закону все государственные органы обязаны в пределах своей ком­петенции проводить проверки и расследования, требуемые медиатором. Если даже медиатор считает жалобу обоснованной, он не вправе сам принимать решение об отмене оспариваемого административного акта. Он ограничивается тем, что направляет в соответствующие органы свои рекомендации о проведении необходимых мер для пресечения про­тивоправной практики административных органов и должностных лиц. Ежегодно медиатор представляет в парламент доклады о результатах своей деятельности.

Лекция 8. Международная система защиты прав и свобод человека (4 часа)

1. Международный механизм защиты прав и свобод человека, его структура и характеристика составных частей.

2. ООН (Организация Объединенных Наций) и ее специализированные
органы по правам человека.

3. Международные неправительственные механизмы.

Международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека представляет собой сложное образование, включающее

- межправительственные всемирные и региональные структуры;

- неправительственные организации;

- основы общей политики в области прав человека, сформированные на
всемирных и региональных форумах;

- контроль за осуществлением обязательных принципов и норм в сфере
человеческих прав;

- применение мер за нарушение прав, включая принудительные, среди
которых особое место занимают правовосстановительные;

- возможность граждан обращаться во всемирные и региональные органы
в случае нарушения их прав и свобод, после того как национальные
средства защиты исчерпаны;

- процедуры и правила рассмотрения обращений и жалоб граждан, вырабо­тки
и реализации мер воздействия к государствам-нарушителям.

Следует заметить, что международные контрольные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина и международные процедуры в области прав человека нередко отождествляют. Однако, это не совсем точно.

Международные контрольные механизмы представляют собой определенные орга­низационные структуры (международные суды по правам человека, между­народные организации, включая комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков, изучающих какие-либо проблемы или ситуации в отдельных странах). В рамках одного контрольного механизма могут использоваться различные процедуры.

Международные процедуры в области защита прав человека представляют собой методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека.

Международные процедуры в области прав человека по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие:

1) рассмотрение докладов государств в международной организации или другом органе о выполнении им своих обязательств в области прав
человека;

2) рассмотрение жалоб, заявлений государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;

3) рассмотрение индивидуальных жалоб, заявлений отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушение их прав тем или иным государством;

4) изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми нарушениями прав человека, национальных меньшинств или иных групп населения.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут представлять собой коллективные органы (комитеты, рабочие группы и т.д.) и единоличные (специальные докладчики).

2. ООН (Организация Объединенных Наций) и ее специализированные
органы по правам человека

Среди универсальных международных организаций, чьи функции связаны с защитой прав человека, особое место занимает ООН и ее органы, имеющие межгосударственный (межправительственный) характер.

К ним относятся

- Генеральная Ассамблея ООН;

- Совет Безопасности ООН;

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);

- Международный Суд;

- Центр по правам человека;

- Совет по правам человека;

- Верховный комиссар по правам человека;

- Верховный комиссар по делам беженцев и его Управление (УВКБ);

- Специальный представитель Генерального секретаря ООН по лицам, перемещенным внутри страны;

- Детский фонд (ЮНИСЕФ);

- Департамент по гуманитарным вопросам;

- Департамент по политическим вопросам (ДПВ);

- Международная организация труда (МОТ);

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

- Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Главную ответственность за выполнение функций ООН несет Генеральная Ассамблея ООН (ГА) и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН). Генеральная Ассамблея организует исследования, делает рекомендации, рассматри­вает вопросы прав человека на своих заседаниях, принимает резолю­ции, осуждающие нарушения прав человека в отдельных странах. Рекомендации, принимаемые ГА по различным вопросам, в том числе и по правам человека, не являются юридически обязательными для государств- членов ООН, но в процессе их применения приобретают значение обычных норм международного права.

Совет Безопасности ООН является единственным органом ООН, который наделен полномочиями принимать обязательные решения по ряду вопросов, входящих в его компетенцию. Согласно ст.25 Устава ООН «члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». СБ обладает весьма широкими полномочиями. Согласно ст.39 Устава ООН Совет Безопасности определяет существование «любой угрозы миру» и решает вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. СБ может предпринять меры для прекращения массовых нарушений прав человека в отдельных странах, поскольку понятие - угроза миру, используемое в ст. 39 Устава ООН, нигде не определено.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) Генеральной Ассамблеи, созданный членами ООН в ее рамках, осуществляет международное сотрудничество в экономической и социальной областях для решения проблем с правами человека. ЭКОСОС несет ответственность за содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст.24 Устава ООН). По этим вопросам им разрабатываются проекты конвенций для ГА, созываются международные конференции, проводятся консультации с неправительственными организациями, заключаются соглашения со специализированным учреждениями ООН. Ст.68 Устава ООН уполномочивает ЭКОСОС создавать комиссии по «поощрению прав человека», а также другие комиссии и комитеты, которые могут потребоваться для выполнения его функций.

Основной орган ЭКОСОС - Центр по правам человека (в Женеве). Его функции следующие: организация работы и секретарское обслуживание органов ООН
по правам человека; проведение исследований в области прав человека по просьбам
заинтересованных учреждений; организация контроля за осуществлением прав человека и подготовка по этому вопросу докладов; консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека; координация связи по вопросам прав человека с неправительствен­ными и другими организациями, со средствами массовой информации; сбор и распространение информации по всем аспектам прав челове­ка в плане реализации международных конвенций, пактов, координа­ция всемирной информационной кампании по правам человека.

В 1946 г. ЭКОСOC учредил Комиссию по правам человека, которая стала основным органом ООН в области защиты прав человека. Она состояла из 56 представителей государств-членов ООН, избираемых на 3 года.

Комиссия: оказывала ЭКОСОС содействие в координации деятельности по правам
человека в рамках системы ООН; предъявляла ЭКОООС свои предложения, рекомендации, доклады, проекты резолюций и решений для рассмотрения на его сессиях; проводила свои заседания, на которых принимала самостоятельные резолюции и решения по правам человека; учреждала рабочие группы; определяла экспертов для подготовки к обучению отдельным вопро­сам по правам человека; назначала специального докладчика или своего представителя для изучения нарушений прав человека в той или иной стране (он вы­езжает на место совершения нарушений прав человека, проводит рас­следование, налаживает диалог с государственными структурами, представляет свои предложении и рекомендации);

информировала ЭКОСОС о проделанной работе.

Следует отметить, что члены Комиссии выступали в качестве официальных представителей своих стран, поэтому ее деятельность была чрезвычайно политизирована. В 2006г. она была распущена, т.к. члены Комиссии (Зимбабве и Судан) грубо и систематически нарушали права своих граждан.

В настоящее время многие ученые, дипломаты, политические деяте­ли отмечают, что контрольное органы ООН в области прав человека необходимо реорганизовать, так как их отличает громоздкость, дубли­рование, длительность в рассмотрении жалоб и петиций по вопросу о нарушениях прав человека. Так как деятельность этих органов носит сессионный характер, то они не способны принимать экстренные меры там, где это необходимо.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по прaвам человека. ГА ООН заявила, что Верховный комиссар является «должностным лицом ООН, несущим под руководством Генерального секретаря ООН основную ответственность за деятель­ность ООН в области прав человека». Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается ГА ООН на 4 года. Выполняя свои обязанности, ВК действует в рамках общей компе­тенции, полномочий и решений ГА и ЭКОСОС. ВК имеет широкие полномочия, которые позволяют ему рассматри­вать любую существующую проблему в области прав человека и активно участвовать в деятельности, направленной на предотвращение наруше­ний в области прав человека.

Верховный комиссар по правам человека ООН отвечает за содействие в соблюдении и осуществлении защиты всех гражданских, культурных, политических и социальных прав; содействие в соблюдении и осуществлении защиты прав на развитие
и оказание поддержки в этом вопросе со стороны органов ООН; предоставление через Центр прав человека и другие учреждения консультационных услуг, а также технической и финансовой помощи в области прав человека; координацию образовательных программ и программ общественной информации ООН по проблемам, связанным с правами человека; помощь в устранении препятствий и решении вопросов полной реализации прав человека во всем мире; поддержание диалога с правительствами в вопросах уважения прав человека и т.п.

Верховный комиссар по правам человека обязан ежегодно пред­ставлять доклад о своей деятельности через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблее ООН. Управление Верхов­ного комиссара должно размещаться в Женеве.

Должность Верховного комиссара по своему уровню соответству­ет должности заместителя Генерального секретаря ООН. Верховный комиссар по правам человека должен являться должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря ООН основ­ную ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека. Верховный комиссар руководствуется признанием того, что все пра­ва человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанным.

Верховный комиссар по делам беженцев избирается ГА ООН по представлению Генерального секретаря ГА на 3 года. Обязанности Верховного комиссара ООН по делам беженцев: содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдение за их выполнением, внесение предло­жений о поправках к ним; содействие, при помощи специальных соглашений с правительствами­, любым действиям, направленным на облегчение положения бе­женцев и сокращение числа беженцев, нуждающихся в защите; облегчение допуска беженцев на территорию различных государств; получение от государств информации о количестве беженцев на их территории, о касающихся беженцев законах и постановлениях; поддержание тесных контактов с заинтересованными государствам и межправительственными организациями, так же с частными организациями, занимающимися беженцами; в пределах предоставленных средств осуществление репатриа­ции и расселение беженцев, что может быть определено ГА ООН и т.д. Верховный комиссар ежегодно представляет свой доклад ГА ООН через ЭКОСОС. Управление Верховного комиссара по делам беженцев размещает­ся в Женеве (Швейцария). Оно осуществляет сотрудничество с рядом международных организаций по вопросам оказания помощи беженцам, например, с Ближневосточным агентством ООН по палестинским беженцам, с международным комитетом Красного Креста, с Всемирной организацией здравоохранения, примерно с 300 неправительственными организациями.

Международный Суд в Гааге (Нидерланды) состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа высоких мо­ральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного пра­ва. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок 10 лет с правом переизбрания.

Международный Суд ООН является «главным судебным органом ООН». Его решения являются обязательными для государств - сторон в споре. В слу­чае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательств, возложенного на нее решением Суда, СБ по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п.2 ст.94 Устава ООН).

Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, обусловливающие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Ст.57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; осуществление сотрудничества в специальных областях: гуманитарной, экономической, социальной, культурной и др.; связь с ООН, которая устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией и утверждается ГА ООН.

Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением.

В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН. Их можно разделить на следующие группы:

1. организации социального характера (МОТ, ВОЗ);

2. организации культурного и гуманитарного характера (ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС);

3. экономические организации (ООН по промышленному развитию - ЮНИДО);

4. финансовые организации (Международный Банк реконструкции и раз­вития - МБРР, Международный Валютный фонд - МВФ, Международная ассоциация развития- МАР, Международная финансовая корпорация-МФК);

5. организации в области сельского хозяйства (Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО, Международный Фонд сельскохозяйственного развития – ИФАД);

6. организации в области транспорта и связи (ВПС, МСЭ);

7. организации в области метеорологии (ВМО).

Вне системы ООН существует ряд органов, которые созданы на основании международных договоров по правам человека для контро­ля за выполнением государствами- участниками своих обязательств по этим договорам. Это так называемые конвенционные органы:

- Комитет по правам человека (1977г.);

- Комитет по расовой дискриминации (1970г.);

- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (I982г.);

- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1985г.);

- Комитет против пыток (1988 г.);

- Комитет по правам ребенка (1990г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: