Стратегии

Функциональные стратегии

(производство, маркетинг, НИОКР,

сбыт, финансы, кадры и т.д.)

 
 


Операционные стратегии

Региональные и местные предприятия

 
 


Рисунок 2. Стратегическая пирамида компании

Стратегическое планирование состоит в разработке стратегии деятельности организации. Слово «стратегия» (от греч. strategos - искусство генерала) попало в управленческий язык из древнегреческого военного лексикона, где означало совокупность мероприятий по планированию и реализации на практике военной политики государства с использованием всех доступных для этого средств. В деловой жизни под стратегией понимается генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии заключается в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. К основным характеристикам стратегии относят:

• наличие ясных целей, определяющих текущее положение организации в окружающей среде и то состояние, к которому необходимо прийти, базируясь на анализе состояния и динамики внешней среды:

• определение механизмов достижения целей;

• определение ресурсов, необходимых для реализации этих механизмов;

• наличие определенной гибкости, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переориентацию стратегии.

Существует ряд факторов, которые влияют на стратегию любой организации. В наибольшей степени на нее влияют конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности (например, высокое качество продукции и услуг, их соответствие общественным запросам, низкие издержки производства и т.п.); организационные факторы (внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации); профессионально-этические факторы (культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости управленческого персонала, способность руководителей к лидерству, внутренний климат в коллективе); факторы внешней среды и ранее принятые на себя обязательства.

Возможность организации проводить самостоятельную политику во всех областях делает стратегию более гибкой, хорошо приспосабливающейся к требованиям времени и обстоятельств, свободной от груза прежних традиций и условий.

Стратегия организации формулируется и разрабатывается, как правило, высшим руководством компании в письменном виде. Реализация стратегии предполагает участие всех уровней управления организации.

Однако собственно этапу формулирования стратегии предшествует ряд действий, связанных с разработкой иерархии стратегических намерений

Под стратегическим намерением подразумеваются результаты, которых старается достичь организация. Эти стратегические результаты, которые преследует типичная компания, могут быть очень широкими - видение (представление) и миссия или более узкими - цели и задачи.

В стратегическом менеджменте видение (представление) относится к категории намерений, которые характеризуются широтой, всеобъемлющим характером и направлены на отдаленное будущее. Оно описывает устремления на будущее, не определяя при этом средств, которые с ледуе т использовать для достижения желаемых результатов. Наиболее эффективными видениями (представлениями) являются те, которые вдохновляют. Это может быть лучшая услуга или лучший продукт. Представления личны, часто они не существуют в письменной форме. Возможно, идеи и идеалы, которые они выражают, слишком возвышенны или недолговечны, чтобы выглядеть убедительнымина бумаге. Записаны они или нет, если эти идеи могут (должны) иметь эффект, то их необходимо сообщить и часто донести до очень большого числа людей — возможно, десятков тысяч.

Распространение представлений проходит двумя путями. Наиболее очевидный путь - это представить (выразить) их в виде более конкретных текстов - миссии. Менее очевидный, но, возможно, более эффективный путь - это сообщить представление через личное общение.

Практика показывает, что часто действие «говорит» о видении больше, чем слова. Но это не значит, что слова не важны, особенно слова, сказанные лидером, пытающимся объяснить свое видение. Это подтверждает и пример Дональда Питерсона, председателя совета директоров компании Форд, который «загорелся» идеей создания рабочих групп и объехал многие заводы, объясняя принципы и организуя экспериментальные группы.

Миссия - это основная общая цель организации, причина ее существования. Хорошо продуманная миссия определяет фундаментальную, уникальную цель, которая выделяет данную компанию среди других компаний подобного типа и предопределяет спектр возможностей деятельности компании в области предлагаемых изделий и обслуживаемых рынков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: