Международные экономические договоры

Они делятся на три группы: универсальные, региональные, двусторонние. Если мы обратимся к универсальным договорам – они различны по своему содержанию, среди них следует выделить группу унификационных договоров: *Самый значимый унификационный договор – Венская конвенция – конвенция ООН 1980 г. о международной купле-продаже товаров. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г.

Следующая группа – международные товарные соглашения – международные соглашения по кофе, какао, олову, сахару – они регламентируют торговлю определенным видом товаров, обычно по такому соглашению создается межгосударственная организация, регулирующая экспорт этих товаров, может устанавливать какие-то квоты.

Есть конвенции,которые запрещают экспорт определенных товаров. Например, единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.

Региональные договоры: мы рассмотри СНГ. В рамках СНГ есть соглашение об общих условиях поставок между организациями государств-участников СНГ 1992 г. Единственное, что нужно запомнить, чтобы правильно понимать это соглашение – оно регулирует только межгосударственные поставки, это означает, что государства должны заключить торговый договор и поручить его исполнение уполномоченным юридическим лицам. В 1993 г. было заключено соглашение об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации. Оно имеет весьма косвенное отношение к контрактам, поскольку регламентирует заключение междуведомственных соглашений о кооперировании, то есть по существу это соглашение устанавливает, как должны заключаться междуведомственные международные договоры и практически ничего не говорит о контрактах.

Двусторонние соглашения. Этот уровень представлен множеством экономических договоров, это прежде всего торговые договоры, договоры о сооружение объектов, кредитные соглашения, договоры о специализации и кооперировании, договоры о научно-техническом сотрудничестве. Торговые договоры: чаще всего РФ заключает договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, в них обычно указывается направление сотрудничества, отрасли сотрудничества, содержится оговорка о национальном режиме, либо о режиме наибольшего благоприятствования. Национальный режим – когда иностранцы приравниваются к соответственным гражданам, а режим наибольшего благоприятствования – это режим только торговых договоров, он означает, что иностранцам предоставляются права такие же, как права граждан третьего государства, рассматриваемого, как наиболее благоприятствующая нация. Торговые договоры обычно содержат механизм консультаций, предусматривается двусторонняя международная комиссия, которая устанавливается на паритетных началах. Эти договоры могут действовать 3-5 лет, то есть они обычно срочные. Ежегодно к этим договорам подписываются протоколы о товарообороте, которые нигде не публикуются, потому, что содержат перечень конкретных исполнителей и перечень товаров для экспорта и импорта, то есть сугубо коммерческие вопросы. Далее государство назначает ответственных исполнителей со своей стороны – то есть это может быть министерство, любая коммерческая организация. Обычно это государственные предприятия, и уполномоченные государствами лица заключают между собой контракт. То есть регулирование с публично-правового переходит а уровень частного права.

Международные экономические отношения регулируются и международными обычаями. Обычной нормой считается норма о том, что государство вправе получать невластным субъектам исполнение международным договоров. Далее - расчёты по аккредитиву, инкассо, банковским переводом, осуществляются на основе международных обычаев. Если контракт заключают невластные субъекты, то к их отношениям применяются международные унификационные договоры, применимое право и акты международных организаций.

Роль международных организаций в регулировании торгово-экономических отношений. В регулировании торгово-экономических отношений участвуют международные организации, международные неправительственные организации – они принимают типовые контракты, рекомендательные акты для контрактных отношений. В рамках ООН – экономическими вопросами занимаются в первую очередь главные органы – ГА и ЭКОСОС, они принимают резолюции, имеющие характер рекомендаций. Далее – в 1966 г., ГА ООН создала Комиссию ООН по праву международной торговли – это ЮНСИТРАЛ. Акты принимаемые ЮНСИТРАЛ можно разделить на 4 группы:

1) Тексты международных договоров – это Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международном простом и переводном векселе 1988 г.,

2) Акты, которые можно использовать, как образцы для составления контрактов, как пример – Правовое руководство по составления контрактов строительного подряда 1987 г. Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам 1992 г.

3) Акты, которые становятся обязательными для сторон при ссылке на них в контракте. Это арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.,согласительные регламенты ЮНСИТРАЛ 1980 г. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ не предусматривает какой-то конкретный постоянно действующий арбитраж,он предусматривает арбитраж ad hok.

4) Модельные законы для национального законодательства. Это типовой закон о трансграничном банкротстве 1992 г., типовой закон об электронной коммерции 1996 г.

ООН по сути организация общей компетенции,экономически вопросами занимаются организации специальной компетенции также. На универсальном уровне это ВТО. ВТО создана в 1994 г, хотя планы ее создания были еще в 40-х гг. Соглашения в рамках ВТО, к которым мы обязательно должны присоединиться – 6 базовых соглашений – GAAT, GAATS,TRIPS,TRIMS. Каждое соглашение, при присоединении к нему государства предполагает, что это государство согласует с другими государствами перечень специфических обязательства, то есть только базовые положения соглашений применяются единообразно, то что касается конкретного режима в торговле – всегда действуют специфические обязательства данного государства.

На региональном уровне создаются экономические союзы, на примере Европейского союза, например в Африке есть центрально-африканское экономическое сообщество, западно-африканское экономическое сообщества, в Латинской Америке есть карибское сообщество, сообщество государств реки Ла-Плата. Эти сообщества в основном образуют зону свободной торговли и мало продвинулись в интеграционных процессах.

Вопросами экономических отношений занимаются международные неправительственные организации, в 1920 г. создана Международная торговая палата. При МТП создан международный арбитражный суд. Международная торговая палата принимает акты, которые регулируют торговые отношения, например:

- ИНКОТЕРМС, первая редакция 1936 г., последняя – 2010 г.

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов – посл. Редакция 2006 г.

- Унифицированные правила по ИНКАССО посл. редакция 2005 г.

Эти документы применяются при условии, что стороны сослались на них в контракте. Тогда они становятся обязательными для сторон, и их следует рассматривать, как источники МЧП.

С деятельностью международных организаций связана концепция транснационального права. Lex mercatoria - переводится, как торговое право. Считается, что в рамках международных-торговых отношений сложился третий правопорядок, как альтернатива национальному и международному праву. Lex mercatoria – создается самими предпринимателями, это те обычаи, которыми они руководствуются, вступая в экономические отношения. Однако, вокруг lex mercatoria существует множество дискуссий. Талимончик выделяет 4 группы дискуссии:

1. О предмете lex mercatoria. Отдельные ученые включают в него только торговые операции. Но есть и более широкая концепция, согласно которой в предмет входят все виды внешнеэкономических сделок(поставка, подряд, страхование, расчеты и даже интеллектуальная собственность).

2. Круг источников lex mercatoria. Каждый из авторов, занимающийся проблемами lex mercatoria, называет свой круг источников, если обобщить все точки зрения на источники lex mercatoria, то оно включает в себя: международные договоры, обычаи, акты международных организаций, типовые контракты, своды правил, кодексы поведения, судебную и арбитражную практику, коммерческую практику, обыкновения. Надо понимать разницу между обычаем и обыкновением! Обычай – правовая категория, обыкновение – устоявшаяся практика, не имеющая характера правовой нормы.

3. Название lex mercatoria. Некоторые ученые поддерживают термин lex mercatoria, некоторые уточняют этот термин, говоря о том, что это торговое право, основанное на обычае.

4. Существуют три концепции автономности lex mercatoria. Все сторонники идеи автономности придерживаются мысли о том, что lex mercatoria способна регулировать международные-экономические отношения без обращения к национальному праву. Эта идея абсолютной автономности. Однако появляются идеи субсидиарной автономности, суть которых в том, что национальное право регулирует международные – экономические отношения наряду с lex mercatoria. Одни ученые отдают приоритет lex mercatoria и рассматривают национально-правовое регулирование, как субсидиарную правовую систему, другие – отдают приоритет национальному праву.

Если проследить историю lex mercatoria, то она охватывает три периода, в средние века, lex mercatoria сформировалось на основе права купцов, далее в 19 в lex mercatoria вошло в национальные кодификации, в торговые кодексы, в 60-70 хх гг. 20-го века появилось современное lex mercatoria, возникновение которого, прежде всего, связано с актами международных организаций. Никто из ученых не оспаривает существование средневекового lex mercatoria, дело в том, что в средневековых городах купцы объединялись в корпорации, именуемые гильдиями. В каждой гильдии действовало свое право и свой суд, купцы были неподсудны власти феодала. Далее, эти гильдии торговали между собой и разрабатывались единые правила международной торговли. Средневековая lex mercatoria было подлинно международным правом, оно содержало материально-правовые предписания и в нем не возникал коллизионный вопрос, это было право, основанное на обычае. В средние века, юрисдикция по торговым спорам осуществлялась специальными судьями, которые именовались консулами, все судебные решения заносились в специальные книги – статусы, которые периодически пересматривались и делалось обобщение судебной практики. Таким образом, из статусов можно было вывести международные обычаи. По вопросу о том, существует ли современное lex mercatoria нет единства мнений. Дело в том, что lex mercatoria не имеет свойств системы права, оно не характеризуется внутренней упорядоченностью, иерархичностью и взаимосвязанностью. Примеры:

1) В lex mercatoria включают международные договоры, которые, по сути, являются источниками МЧП и не могут быть источниками lex mercatoria.

2) В lex mercatoria включают арбитражную практику, которая не отличается единообразием. Каждый арбитражный состав, который рассматривает конкретное дело не связан предыдущей арбитражной практикой, он разрешает дело исходя из своего убеждения, степени своей квалификации и своих научных познаний. Все обобщения арбитражной практики носит доктринальный характер и в системе коммерческого арбитража, нет арбитража, который бы давал обязательные разъяснения. При таких условиях, в арбитражной практике нет и не может быть единообразия. С.В. Бахин с своей книге «Субправо» пишет что lex mercatoria это конгломерат норм и правил, а не система норм, предприниматели могут выбирать те правила, которые их устраивают. Сергей Владимирович Бахин придерживается позиции, согласно которой lex mercatoria сформировалась, как научная концепция, но не сформировалась, как система права.

Сторонником lex mercatoria выступает международная торговая палата, в 1991 г. она приняла типовой агентский контракт, в котором ввела два варианта оговорок и применимом праве. Один вариант: традиционный - национальное применимое право, п второй вариант – принципы и правила общепризнанные в международной торговле (lex mercatoria). Международная торговая палата в своих разъяснениях призывала выбирать вариант lex mercatoria, то есть к агентским отношениям должно было применяться не национальное право, а транснациональное право. Назвать такие документы международных организаций, которые бы регулировали агентские отношения широко известные – очень сложно. Такой же оговорки, но без указания на lex mercatoria, МТП придерживается в типовом дистрибьюторском контракте.

МТП приняла типовой контракт купли-продажи, там нет упоминания lex mercatoria, но МТП заняла достаточно интересную позицию, она считает, что Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г применима к отношениям сторон в силу ссылки на нее в контракте, в том числе и для государств, в конвенции не участвующих.

ЗАПОМНИТЬ: ни одна конвенция не содержит правило о том, что она применяется, если вы в контракте ссылается на эту конвенцию.

МКАС, при такой ссылке на конвенцию смотрит, являются ли государства участниками этой конвенции, если нет – то конвенцию не применяют. То есть МКАС позицию МТП не разделяет. Надо сказать, что в типовом контракте франчайзинга МТП отказалась от идеи lex mercatoria и сослалась на принципы УНИДРУА 1994 г. Дело в том, что в принципах УНИДРУА предусмотрено, что если стороны в контракте сослались на lex mercatoria, то применяются принципы УНИДРУА.

МКАС рассматривал спор, где стороны в контракте, в качестве применимого права рассматривали естественное право.

· При всех экзотических оговорках применяются принципы УНИДРУА.

Некоторые ученые восприняли принципы УНИДРУА, как кодификацию lex mercatoria. Однако, С.В. Бахин вводит новую категорию – субпрво и считает, что принципы УНИДРУА не являются кодификацией lex mercatoria, во-первых ряд положений принципов УНИДРУА опровергает идею lex mercatoria, принципы УНИДРУА прямо указывают, что они не затрагивают применение императивных норм национального, наднационального и международного права, то есть в принципах прямо говориться о том, что при их применении следует прибегать в том числе и к национальному законодательству. Принципы УНИДРУА содержат только общие положения о контрактах, они не отражают специфику отдельных видов контрактов. То есть принципы УНИДРУА не рассчитаны на то, чтобы автономно регулировать все торговые отношения.

МКАС так же стремиться применять lex mercatoria, при чем, применяет его даже в тех случаях, когда стороны не ссылаются на lex mercatoria. На сегодня принципы УНИДРУА существуют в редакции 2010 г., что касается редакции 1994 и 2004 гг. то они применялись в практике МКАС. Следует сказать, что после 1994 г. МКАС практически не употребляет термин lex mercatoria, а предпочитает ссылаться на принципы УНИДРУА.

*новый международный экономический порядок. В 60-е гг. 20 в – крах системы колониализма, новые независимые государства оказались в ситуации, когда международные экономические отношения уже сложились и мировой экономический порядок был не в их пользу. Порядок был рассчитан в основном на участие в таких отношениях развитых государств, тогда развивающиеся государства создали группу 77, которая активно продвигала идею нового международного экономического порядка, в 1974 г. была принята декларация ГА ООН о новом международном экономическом порядке. Основные идеи декларации:

- международные-экономические отношения строятся на принципе суверенного равенства, равенства и самоопределения народов, невмешательства в суверенные дела.

- широкое сотрудничество всех государств, с должным учетом развивающихся государств.

- неотъемлемый суверенитет государства над своими богатствами и природными ресурсами и этого вытекает право на национализацию,и право на контроль за деятельностью ТНК.

- право государства выбирать любую экономическую и социальную систему без вмешательства из вне

Большая часть декларации была посвящена правам развивающихся государств:

- для них устанавливался преференциальный режим

- устанавливалась необходимость корректировки цен на товары экспортируемые развивающимися государствами и импортируемые ими, с тем, чтобы цены на сырье и готовую продукцию не сильно различались. Говорилось о сопоставимости цен на естественные продукты и их синтетические заменители.

- доступ развивающихся государств к инвестиционным ресурсам, доступ к достижениям науки и техники.

Если посмотреть современные исследования по глобализации, то одним из негативных последствий глобализации является экономический разрыв между развитыми и развивающимися государствами. Идея нового экономического порядка не утратила своей актуальности с появлением идей глобализации. У нас победила неолиберальная концепция глобализации– с минимальным вмешательством государства в экономические процессы, глобализация основана на конкуренции между государствами, но как проводить конкуренцию, если некоторые государства в ней объективно не могут участвовать? Очевидно, что развивающиеся государства должны пользоваться в международных экономических отношениях преференциями льготами.

Льготы, которые есть у развивающихся государств на основе имеющихся международных договоров: они есть только в авторском и в морском праве. Суть льгот в авторском праве заключается в следующем: в 1967 г. подписан протокол к Бернской конвенции 1886 г. который допускал использование произведений с выплатами авторам по местным ставкам и местной валюте, к этим протоколам не присоединилось ни одно развивающееся государство. В 1971 году для развивающихся государств подписывается новый протокол к Бернской конвенции – развивающиеся государства не заключают лицензионные договоры с авторами, а сами выдают лицензии любому лицу на своей территории на перевод,на воспроизведение и на радио-передачу. Этот парижский акт 1971 года установил, что даже без лицензионного договора авторам выплачивается вознаграждение в валюте и по ставкам, которые действуют в стране автора. Парижский акт действует и для РФ и для ряда развитых государств. Развивающиеся государства высказывают резкое недовольство Парижским актом. Что касается морского права, есть конвенция ООН по морскому праву 1982 г. она закрепила такое понятие, как район. Район – это дно морей и океанов под открытым морем, на момент принятия конвенции технологиями добычи полезных ископаемых на дне обладали СССР, США и Япония, но район был признан общим наследием человечества. Далее, каждая компания, которая желает вести деятельность в районе получает лицензию и платит за лицензию. А поскольку район это общее наследие человечества – то выгодами от уплаты за лицензию пользуются все государства и наибольшие отчисления идут в пользу развивающихся государств. США до сих пор эту конвенцию не ратифицировало, РФ - ратифицировала.

В конвенции международного союза электросвязи есть такая структура как сектор развития электросвязи, которая рассчитана на развитие телекоммуникаций в развивающихся государствах, но денег при этом международный союз не выделяет, он утверждает программу, которая финансируется за счет международных финансовых учреждений. А такие учреждения дают только кредиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: