Способы организации коммуникаций

КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

Лекция 13

Коммуникации - обмен информацией в процессе работы. Общение между сотрудниками организации.

Различаются 2 вида коммуникаций:

1) Формальные, т.е. между элементами организационной структуры.

Они могут быть:

· Вертикальные (руководство – подчиненные)

· Горизонтальные (подчиненные – подчиненные)

2) Неформальные, то есть самоорганизующиеся отношения.

Формальные коммуникации планируются и организуются руководителем. Они осуществляются в рамках коммуникационных сетей организации. При создании коммуникационных сетей за основу берется организационная структура.

Бюрократическая структура задает жесткую схему коммуникаций. Ее признаки:

  • Пирамидальная структура
  • Строго заданные способы поведения (функции, права и ответственность)
  • Четко расписанные взаимодействия (в должностных инструкциях должно быть прописано – кто, кому, когда и какую информацию должен передавать)

«+»: Обеспечивается порядок

«-»: Происходит разобщение работников

Органическая структура задает более мягкую схему коммуникаций. Ее признаки:

  • Плоская структура
  • Права, обязанности и ответственность, а следовательно поведение работников могут меняться в зависимости от ситуации.
  • Взаимодействия не регламентированы
  • Информация доступна для всех работников

«+»: Способствует формированию корпоративного духа

«-»: Руководитель не может полностью контролировать информационные потоки и следовательно не способен контролировать ситуацию

В организации оптимальным считается сочетание жестких и мягких схем. Например:

В производственных цехах эффективнее жесткие схемы. В штабных подразделениях эффективнее мягкие схемы.

Руководитель организуя коммуникации в своем подразделении, сначала исходит из жесткой схемы, так как она диктуется спецификой технологии или бизнес процесса, но в процессе деятельности подразделения, когда начинает действовать так называемый человеческий фактор возникают самопроизвольные неформальные коммуникации.

Появление неформальных коммуникаций может привести к тому что часть информации будет проходить мимо руководителя. Причем чем большую «дистанцию» между собой и подчиненными создал руководитель, тем труднее ему контролировать неформальные коммуникации.

1) Вертикальные коммуникации. Характерны для бюрократических структур.

«+»: Предсказуемость и контролируемость информационных потоков.

«-»: Увеличение времени на прохождение информации, а так же возможность искажения и потери информации

2) Централизованные коммуникации.

«+»: Полный контроль над информацией

«-»: Увеличение времени на прохождение информации, а так же возможность искажения и потери информации

3) Круговые коммуникации

Характерна для органических структур.

«-»: Увеличение времени на прохождение информации, возможность искажения и потери информации, а так же отсутствие контроля над информационными потоками

4 ) Звездочка

Характерна для органических структур. Наиболее эффективна с точки зрения времени и надежности.

Коммуникационные сети организации представляют собой сочетания различных способов коммуникаций.

Конфигурация коммуникационных сетей зависит от специфики деятельности организации, от доминирующего стиля руководства и от уровня технического обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: