КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ
Лекция 13
Коммуникации - обмен информацией в процессе работы. Общение между сотрудниками организации.
Различаются 2 вида коммуникаций:
1) Формальные, т.е. между элементами организационной структуры.
Они могут быть:
· Вертикальные (руководство – подчиненные)
· Горизонтальные (подчиненные – подчиненные)
2) Неформальные, то есть самоорганизующиеся отношения.
Формальные коммуникации планируются и организуются руководителем. Они осуществляются в рамках коммуникационных сетей организации. При создании коммуникационных сетей за основу берется организационная структура.
Бюрократическая структура задает жесткую схему коммуникаций. Ее признаки:
- Пирамидальная структура
- Строго заданные способы поведения (функции, права и ответственность)
- Четко расписанные взаимодействия (в должностных инструкциях должно быть прописано – кто, кому, когда и какую информацию должен передавать)
«+»: Обеспечивается порядок
«-»: Происходит разобщение работников
|
|
Органическая структура задает более мягкую схему коммуникаций. Ее признаки:
- Плоская структура
- Права, обязанности и ответственность, а следовательно поведение работников могут меняться в зависимости от ситуации.
- Взаимодействия не регламентированы
- Информация доступна для всех работников
«+»: Способствует формированию корпоративного духа
«-»: Руководитель не может полностью контролировать информационные потоки и следовательно не способен контролировать ситуацию
В организации оптимальным считается сочетание жестких и мягких схем. Например:
В производственных цехах эффективнее жесткие схемы. В штабных подразделениях эффективнее мягкие схемы.
Руководитель организуя коммуникации в своем подразделении, сначала исходит из жесткой схемы, так как она диктуется спецификой технологии или бизнес процесса, но в процессе деятельности подразделения, когда начинает действовать так называемый человеческий фактор возникают самопроизвольные неформальные коммуникации.
Появление неформальных коммуникаций может привести к тому что часть информации будет проходить мимо руководителя. Причем чем большую «дистанцию» между собой и подчиненными создал руководитель, тем труднее ему контролировать неформальные коммуникации.
1) Вертикальные коммуникации. Характерны для бюрократических структур.
«+»: Предсказуемость и контролируемость информационных потоков.
«-»: Увеличение времени на прохождение информации, а так же возможность искажения и потери информации
2) Централизованные коммуникации.
«+»: Полный контроль над информацией
|
|
«-»: Увеличение времени на прохождение информации, а так же возможность искажения и потери информации
3) Круговые коммуникации
Характерна для органических структур.
«-»: Увеличение времени на прохождение информации, возможность искажения и потери информации, а так же отсутствие контроля над информационными потоками
4 ) Звездочка
Характерна для органических структур. Наиболее эффективна с точки зрения времени и надежности.
Коммуникационные сети организации представляют собой сочетания различных способов коммуникаций.
Конфигурация коммуникационных сетей зависит от специфики деятельности организации, от доминирующего стиля руководства и от уровня технического обеспечения.