double arrow

Неизменяемость


Вездесущие (вездеприсутствие)

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

“Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря” (Пс. 138, 7–10).

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог “разлит” в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает мне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что

“Все отстоит от Бога не местом, а природой”32.

“Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности”33.

Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:

“Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству”34.

Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:




- небеса (Пс. 113, 24);

- храм (3 Цар. 9, 3);

- человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые “святые места”.

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:

“Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие "чувственное” и не дано разуметь вполне естества Божия”. 35

Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.

“Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь” (Мал. 3, 6).

Ап. Иаков говорит, что у Бога

“нет изменения и тени перемены” (Иак. 1, 17).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть “жизнь” (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий “покоя” и “движения”. В произведении “О божественных именах” (VI в.) говорится, что Бог

“при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе”36.

Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнююизменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.







Сейчас читают про: