double arrow

Всеблаженство


Всемогущество

Всеведение

Духовные (катафатические) свойства Божии

Свойство всеведения означает, что “Бог… знает все” (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:

“Дух все проницает, и глубины Божии … и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1 Кор. 2, 10–11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу

“ведомы … все дела Его” (Деян. 15, 18),

“нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его” (Евр. 4, 13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:

“Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении” (Сир. 23, 29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание — внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания, Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем37. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу “от вечности” (Деян. 15, 18).




Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

“Бог творит все, все хочет…” (Пс. 134, 6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:

“Я Бог Всемогущий…” (Быт. 17, 1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:

“Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось” (Пс. 32, 9).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью38. Это означает, что в Боге разум и воля — одно.

Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например такого: “Может ли Бог создать нечто большее, чем Он Сам?” Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, “чего хочет душа Его” (Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи.

Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство 39.

“… блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15, 11).

“Блаженным” называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).







Сейчас читают про: