Выбор поставщика

Важность выбора поставщика объясняется не только функ­ционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что oн должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.

Выбор поставщика осуществляется двумя способами.

Первый способ — анализ возможных вариантов и предложе­ний осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы.

Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом кон­троля качества либо отделом сбыта.

Большое количество и разнообразие потенциальных постав­щиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производст­венно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками данной компании (или являются ими) и с кото­рыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает вы­бор, так как отдел закупок компании располагает точными дан­ными о деятельности этих компаний. Схематично процесс реше­ния этой проблемы представлен на рис. 8.7.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о дивер­сификации деятельности). Для проверки потенциального постав­щика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Для повышения объективности оценки потенциального по­ставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализи­рованных агентств, одной из функций которых является подго­товка информации о поставщиках. Такой информацией, в част­ности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, обора­чиваемость и др.

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ре­сурсов зависят от требований потребителей логистической систе­мы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей про­изводства важнейшими критериями в процессе оценки и отбо­ра согласно требованиям закупочной логистики являются сле­дующие.

1. Надежность снабжения.

2. Качество поставляемой продукции.

3. Приемлемая цена.

4. Удаленность генератора материальных потоков от потреб­ляющей логистической системы.

5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов.

6. Способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставленного оборудования.

7. Психологический климат в трудовом коллективе постав­щика.

8. Организация управления качеством продукции у постав­щика.

Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредст­венных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.





Подборка статей по вашей теме: