Основы учета хозяйственных процессов

Для успешного руководства предприятием необходимо организовать учет кругооборота средств на всех его стадиях (процессах): заготовления, производства и реализации.

Процесс заготовления представляет собой совокупность операций по обеспечению хозяйствующего субъекта предметами труда, необходимыми для изготовления продукции. Предприятие приобретает у поставщиков материалы по отпускным ценам, кроме того, несет дополнительные затраты, связанные с доставкой материалов, например транспортные расходы, расходы по погрузке и выгрузке и др. Эти затраты называются транспортно-заготовительными расходами. Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют себестоимость приобретенных материалов.

Учет процесса заготовления на практике ведут двумя способами.

При первом, наиболее распространенном способе по дебету счета 10 «Материалы» учитывают поступившие материалы по договорным ценам. При втором способе учета заготовления по дебету счета 15 учитывают все расходы по заготовлению материальных ценностей (стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы). По кредиту этого счета списывают стоимость материалов при их оприходовании на дебет счета 10 по твердым учетным (договорным) ценам по каждому виду. Отклонения от этих цен списываются с кредита счета 15 в дебет счета 16.

Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. Участие в процессе производства трех основных элементов - труда, предметов труда и средств труда - приводит к образованию у организации соответствующих (производственных) затрат. Общая сумма этих затрат образует производственную себестоимость.

В зависимости от назначения изготовляемой продукции (услуг, работ) производственная деятельность организации делится на основное, вспомогательное и обслуживающее производство.

Процесс реализации (продажи) представляет собой совокупность операций, в результате которых продукция, произведенная организацией, передается другому предприятию (покупателю). В процессе реализации организация также несет расходы. В их состав входят затраты на тару, упаковку продукции на складе, расходы по доставке ее до пункта отправления, расходы по погрузке, комиссионные и иные сборы, расходы на рекламу и др.

Расходы по продаже продукции (так называемые коммерческие расходы) присоединяют к стоимости проданной продукции по фактической себестоимости, в результате чего определяется коммерческая (полная) себестоимость. Ее сопоставляют с выручкой от реализации; полученная разница дает финансовый результат от реализации - прибыль или убыток. Если выручка выше коммерческой себестоимости, организация получает прибыль от продажи продукции, в противном случае - убыток.

На дебете счета 44 учитывают расходы по продаже, не возмещаемые покупателем, которые периодически, по мере реализации продукции, списывают с кредита названного счета в дебет счета 90 «Продажи». На дебете этого счета также отражается проданная продукция по фактической производственной себестоимости. Таким образом, на дебете счета 90 формируется коммерческая себестоимость товарной продукции.

По кредиту счета 90 «Продажи» отражается реализованная продукция по ценам фактической реализации (выручка). Путем сравнения дебетового и кредитового оборота по счету 90 определяют финансовый результат от реализации (прибыль или убыток); его переносят в конце каждого месяца на счет 99 «Прибыли и убытки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: