Отличительной особенностью современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики ic сервисной1. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг превращается в движущуюся силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики. В индустриальной экономике понятие стоимости отождествляется с материальной продукцией и приобретаемыми материалами, а в «сервисной» — с характером использования и степенью совершенства материально-сервисных систем.
В индустриальной экономике эффективность является синонимом понятия «хорошо делать свое дело», тогда как в ^«сервисной» экономике речь идет об установлении интерактивных (диалоговых) и постоянно отслеживаемых отношений с потребителями, направленном на максимизацию степени их удовлетворенности. В экономике услуг фактор взаимодействия превосходит по своему значению технологические факторы в качестве переменной, определяющей эффективность.
|
|
Каковы же основные отличия «сервисной» экономики от индустриальной? Во-первых, в «сервисной» экономике предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. В индустриальной же производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции. Бо-вторых, в «сервисной» экономике понятие полезности отождествляется с характером использования и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги, а в индустриальной — с материальной продукцией. В-третьих, в «сервисной» экономике под понятием «качество» понимается способность производителя установить и постоянно отслеживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В индустриальной экономике под качеством понимают умение предприятия «хорошо делать свое дело». В-четвертых, в «сервисной» экономике меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями его становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике менеджмент носит в значительной мере «механический» характер, что определяется в решающей мере иерархичностью структур и их чрезмерной упорядоченностью.
Современные партнеры стремятся создавать организационные структуры, которые отличались бы более развитыми горизонталънымм связями и при которой степень иерархизации отношений между их подразделениями была бы меньше. В этом случае, ориентируясь на потребности клиентов, предприятия больше внимания уделяют обеспечению взаимосвязи между стратегическими целями фирмы и мотивацией сотрудников. В-пятых, основное внимание в «сервисной» экономике уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем, а в индустриальной — преобразованию сырья в готовую продукцию (на это нацелены основные технологии).
|
|
В «сервисной» экономике главным фактором, определяющим успех предприятия, является его способность понять системы предпочтений клиента и тенденции их развития и как можно лучше удовлетворять его запросы.
Эволюция потребностей покупателя сказывается и на стратегии маркетинга. Во-первых, спрос на услуги, а также на системы, в состав которых входят материальные предметы и услуги, может расти вне зависимости от роста производства. Это связано с тем, что функция использования товара приносит потребителю больше удовлетворения, чем сам факт владения им. Отсюда и повышение спроса на услуги типа лизинга. В этом случае материальная продукция выступает всего лишь как носитель (условие, оказание) услуги. Резко усиливается роль неосязаемых атрибутов, таких как комфорт, доброжелательность и внимание.
Во-вторых, ориентация на потребителя предполагает хорошее понимание системы его ценностей, умение со стороны предприятия предвосхищать желательные для клиента решения. Для реализации этой цели продавец устанавливает диалоговые отношения со своими клиентами и становится для них консультантом.
В-третьих, ориентация на запросы клиента означает, что работники предприятия, контактируя с клиентом, свои знания и опыт ставят на службу последнему, увязывая одновременно свои действия с реализацией целей своего предприятия.
В-четвертых, успех в реализации стратегии ориентации на потребителя зависит в решающей мере от опыта и способности работников. Базовым элементом этой стратегии являются организационная гибкость и эффективные системы мотивации.
Необходимым условием для того, чтобы отрасль, предприятие смогли перейти к стратегии ориентации на запросы клиента, является внедрение сетевой структуры и «сетевой культуры». При этом предпочтение отдается организационному построению в виде сети, развитию горизонтальных связей, принципам самоорганизации, а не структурной жесткости и централизованному управлению. По мнению авторов в «сервисной» экономике возникла необходимость перехода от «продажи решений» к «продаже результатов» с предоставлением покупателю определенных гарантий. Это обусловлено следующими причинами: а) ростом уязвимости продаваемых материально-сервисных систем в связи с увеличением их сложности; б) стремлением общественности заставить предприятия сделать внутренним делом экологические издержки, которые порождаются как самим процессом производства, гак и использованием материальных благ и услуг; в) необходимостью дифференцировать услуги для повышения их конкурентоспособности.
В развитии указанных положений в современных рыночных отношения даже нашей страны происходит укрупнение производственных и коммерческих структур, что подтверждается созданием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, концернов и других корпоративных объединений. В этом случае спрос на услуги, а также на системы, включающие в себя одновременно услуги и материальные предметы, растет даже при стагнации материального производства, что доказывается структурой производства валового внутреннего продукта в РФ за 1996—1999 гг.
Использование товара приносит потребителю большее удовлетворение, чем факт владения товаром. Растет популярность услуг типа лизинг или аренда. Материальная продукция воспринимается как фактор, производящий услуги. Происходит усиление роли неосязаемых атрибутов продуктов и услуг как стимулов к совершению покупки. Сфера услуг становится основным сектором экономики, находящимся в состоянии роста, привлекательности для иностранных инвестиций. Проведенное исследование показало, что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше, чем отраслей материального производства.
|
|
Складывающиеся тенденции в отечественной экономике свидетельствуют о снижении производственного потенциала предприятий промышленности в части загрузки производственных мощностей и созданию рабочих мест. Вызывает беспокойство ускоренная приватизация в ряде отраслей экономики и особенно в промышленности, что негативно сказывается на объемах инвестиций в нее и формированию целостной промышленной политики. По оценкам Всемирного банка, в странах с переходной экономи-й частный сектор осуществляет лишь 5.5% инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения, в развитых странах, доля частного капитала в инвестициях в инфраструктуру составляет более 20%.
Состояние национальной экономики позволяет выделить ряд причин отставания сервисного обслуживания в стране.
Во-первых, организационно-технический уровень сервисного обслуживания еще не может сравниться с уровнем организации и индустриального обеспечения производственного процесса, из-за значительных организационных потерь и низкого качества услуги. В стране до сих пор не разработаны стандарты на различные виды услуг.
Во-вторых, техническая сложность изделий современного уровня развития техники и производства, их высокая наукоемкость и производительность требуют от сервиса решения двоякой задачи:
— тождественности производственно-технологической базы сервиса, ее оснащения — основному производству;
— высоких разрешительных возможностей по восстановлению ботоспособности техники в связи с большими поте
рями от ее простоя.
|
|
В-третьих, требуется преодоление устоявшейся тенденции отставания инфраструктурной составляющей национального хозяйства от основного производства. Реализованная доктрина социализма об опережающем развитии основного производства, на практике воплотилась в отставание развития сервиса, использовании современных приемов и форм организации работ и услуг в этой составляющей хозяйства.
В-четвертых, пропагандируемый примат основного производства, более льготные и привилегированные условия труда и отдыха в этой сфере хозяйствования, привели к потере престижности обслуживания, как полезного для общества вида деятельности, что сказалось на отношении к труду и его качественным показателям в этой сфере хозяйства.
В практике нашли воплощение следующие варианты сервисного обслуживания продукции в рамках модификации товарной политики фирмы-изготовителя:
—организация сервиса силами самой фирмы — изготовителя товара;
—делегирование функций сервиса филиалу фирмы-изготовителя;
—- сервис выполняется силами привлекаемых агентов, дилеров, т.е. посредников, с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполненных услуг;
—для организации сервиса формируется, на кооперативной основе, организационное образование — фирма, консорциум и пр, за которыми закрепляется право производства и поставки запасных частей и осуществления ремонтных работ;
—дифференциация услуг между потребителем (толькотехническое обслуживание) и изготовителем — подготовка, кадров.
Однако в последние годы все более увереннее в умах производителей и потребителей продукции, особенно сложной, наукоемкой, укрепляется осознание подхода, который можно сформулировать, следующими словами — «Кто производит, тот и обслуживает». Реальность доказала, что лучше производителя, с его индустриальной технологией, оснасткой, кадрами, знанием конструкторских особенностей изделия, организовать сервис практически нельзя. Упор на фирменное обслуживание стал все более приоритетным в комплексе услуг предпродажного и послепродажного сервиса.