ТЕМА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
При принятии управленческих решений следует учитывать законы функционирования рынка, иначе избранное решение не будет эффективным.
Вспомним основные законы рыночных отношений:
а) Закон спроса (закон зависимости между объемом продаж (спросом) и ценой)
Этот закон характеризует взаимосвязь цены товара и спроса на этот товар.
Эта связь носит гиперболический характер (см. рис. 4)
![]() |
Рис. 4. График зависимости между спросом и ценой
б) Закон предложения (закон зависимости между предложением и ценой)
![]() | |||||
![]() | |||||
| |||||
|
Рис.5 График зависимости между предложением и ценой
в) Закон зависимости между предложением и спросом
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 6. График зависимости между предложением и спросом
|
г) Закон убывающей доходности
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 7. График зависимости между затратами и прибылью
Общие затраты времени (труда) на единицу продукции должны снижаться:
(ПТ + ЖТ + БТ) / V→ min;
Здесь: ПТ – прошлый труд (воплощенный в машинах, оборудовании, матеиалах и конструкциях);
ЖТ – настоящий (живой) труд (расход рабочей силы);
БТ – будущий труд (расходуемый на получение полезного эффекта).
Если продукция предприятия на рынке малоконкурентна следует придерживаться следующих приоритетов:
1) сначала нужно повышать качество товара;
2) потом снижать затраты у потребителей;
3) в последнюю очередь надо снижать себестоимость производства товара.
|
![]() | ![]() | ||
|
![]() | |||
![]() |
Рис. 8. График зависимости затрат
Здесь:
А – затраты на производство единицы продукции;
Б – издержки на единицу продукции в сфере потребления;
В – суммарные издержки А + Б;
Vopt – оптимальная мощность производства.
ж ) Закон конкуренции
Борьба каждого предприятия за выживание, за сохранение своего места на рынке называется конкуренцией, в ходе которой слабые уходят с рынка, сильные укрепляются. На рис. 10 показано (условно) как некая фирма 1, имевшая ранее предпочтительные шансы на выживание (минимальную себестоимость единицы продукции), разоряется, позволив фирмам 2 и 3 обогнать себя в борьбе за снижение себестоимости продукции.
![]() | |||||
![]() | |||||
|
Рис. 10. Схема борьбы за снижение затрат на единицу продукции в ходе конкуренции
- Сущность основных законов организации (предприятия) в статике и динамике
Независимо от отрасли, формы и вида собственности все предприятия подчиняются некоторым законам, среди которых можно выделить законы организации в статике и законы организации в динамике.
2.1 Законы организации (предприятия) в статике:
2.1.1 Закон композиции (согласования целей)
Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации (предприятия): цели более низкого уровня должны быть направлены на поддержание основной цели более высокого ранга.
Следовательно, в целенаправленных системах имеются проблемы:
1) определения общей цели (организации);
2) проблемы многих целей (подразделений организации);
3) проблемы согласования многих целей.
2.1.2 Закон пропорциональности
Закон пропорциональности характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого (организации, их соизмеримость, соответствие, зависимость).
Для биологических систем закон является объективным, для прочих – достигается человеком.
В системе обеспечения конкурентоспособности этот закон очень важен.
2.1.3 Закон наименьших
Закон наименьших гласит: «Структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью» (пример: цепь рвется в слабейшем звене. Данный пример относится и к логической цепи доказательств, и к технологической цепочке и к жизнеспособности организации).
Устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей.
2.1.4 Закон онтогенеза (жизненного цикла организации)
Закон онтогенеза заключается в том, что любая система проходит обязательно все стадии жизненного цикла.
Например, инвестиционный проект проходит стадии зарождения идеи, ее технико – экономического обоснования, проектирования, строительства, освоения, функционирования, упадка, закрытия.
2.2 Законы организации (предприятия) в динамике:
2.2.1 Закон синергии
Закон синергии проявляется в том, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов.
Разница между суммой свойств системы и суммой свойств ее компонентов называется синергическим эффектом.
Любая организация (в т.ч. и строительная) создается именно для получения синергического эффекта от объединения людей, механизмов, финансов и т.д. Согласитесь, ни один из этих элементов отдельно существовать не сможет, например, построить здание!
Уровень организованности систем предварительно формируется:
- для биосистем – на стадии зарождения;
- для технических систем – на стадии проектирования;
- для экономических систем – на стадии планирования.
Бытует мнение, что 80% успеха деятельности организации зависит от качества структуры организации. Следовательно, синергия во многом определяет живучесть организации.
2.2.2 Закон упорядоченности
Закон упорядоченности: главным связующим элементом системы (в данном случае организации) является информация.
Упорядоченность можно признать полной, если:
- установлены границы системы и ее структура;
- определены переменные компоненты системы;
- сформулирован порядок взаимодействия компонентов системы между собой и системы с внешней средой;
- установлены формы, методы и средства получения, обработки, хранения и передачи информации.
2.2.3 Закон единства анализа и синтеза
Этот закон предполагает рассмотрение процессов анализа (разделения, специализации, структуризация, детализации) сосвестно с обратными процессами синтеза (соединения, укрупнения, универсализации и т.д.).
| Анализ | Синтез |
| 1. Показывает, как работают части целого | 1. Показывает функции системы |
| 2. Дает знание о конкретных деталях системы | 2. Открывает, почему компоненты должны действовать так или иначе |
| 3. Описывает систему | 3. Изучает систему в целом |
| 4. устремлен внутрь системы |
Выполнение лишь одной части исследования проблемы (анализа или синтеза) не позволяет достичь продуктивного управленческого решения.
2.2.4 Закон самосохранения
Закон гласит, что любая система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, стремится экономнее расходовать свои ресурсы.
Для самосохранения необходимо, чтобы принимаемые решения строго соответствовали внутренним закономерностям организации.
Например, конкуренция стремится разрушить структуру организации; каждое управленческое решение должно обеспечивать сохранение этой структуры.
- Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью организации
Управление – процесс характеризующийся, в частности, всесторонним подходом к решению поставленных задач. В настоящее время можно назвать следующие основные направления подходов:
3.1 Системный подход
Системный подход – метод исследования организации как системы.
Системы состоят,как минимум, из 2-х составляющих:
1) внешнее окружение (вход и выход системы, связь с внешней средой, обратная связь);
2) внутренняя структура объекта (совокупность его подразделений (компонентов), обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа на выход).
Упускать из виду любую из названных составляющих означает принятие неграмотных управленческих решений.
3.2 Логический подход
Развитие компьютеризации в последнее время потребовало использования законов логики в управлении.
В основе логического подхода в разработке управленческих решений лежат законы:
1) законы диалектической логики (3 принципа);
2) законы формальной логики (4 принципа).
К законам диалектической логики относятся следующие принципы:
| Принцип объективности рассмотрения | При исследовании каждой проблемы исходить из нее самой, а не из нашего мнения о ней. Следствиями использования этого закона являются: - при рассмотрении какого-либо явления надо идти не от вторичных явлений к их причинам, а наоборот – из причин выявлять все возможные следствия; - при изучении проблемы надо исходить из ее особенностей, условий ее существования, не навязывая принципы и методы исследования в качестве эталона. |
| Принцип всесторонности рассмотрения | Требует рассматривать задачи во всех их связях и отношениях. |
| Принцип историзма | Требует рассматривать проблемы в их развитии, изменении с тем, чтобы предсказать их будущее. |
К законам формальной логики относятся следующие принципы:
| Принцип тождества | Устанавливает требования определенности мнения, в частности постоянства терминов. |
| Принцип непротиворечия | Требует, чтобы мышление было последовательным. Нельзя утверждая что-то, в тоже самое время это отрицать. |
| Принцип исключенного третьего | Требует не отвергать одновременно утверждение и его отрицание: одно из них истинно. |
| Принцип достаточного обоснования | Требует, чтобы всякое утверждение было обоснованным. |
3.3 Воспроизводственно – эволюционный подход
Основными элементами этого подхода являются:
- применение опережающей базы сравнения;
- ориентация на экономию суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара (не на единицу товара);
- непрерывная взаимосвязь работы по выпуску освоенной продукции, проектированию новой; ориентация на перспективную модель товара;
- пропорциональное развитие всей инфраструктуры фирмы.
Идея подхода: каждая новая модель должна быть лучше предыдущей.
Рассмотрим логику выбора базы сравнения для некой строительной фирмы (рис. 9).
На рисунке видно, что ориентация на качество продукцию конкурента (линия С1) ничего не дает: к моменту его достижения конкурент уходит вперед. Ориентироваться надо на определенный уровень научно – технического прогресса.

Рис. 9 Иллюстрация выбора базы сравнения качества товара
П – показатель качества продукции;
Т – ось времени;
t – сегодняшний момент;
∆t – период освоения нового товара;
t1- момент завершения освоения новой продукции;
П1 – качество выпускаемой фирмой товара (ВТ);
П2 – показатель качества товара конкурентов;
П3 – характеристика качества товара в соответствии с возможностями научно – технического прогресса;
С1 – стратегия повышенного качества товара с целью повышения уровня конкурентов;
С2 – стратегия конкурентов по повышению качества продукции;
С3 – стратегия с ориентацией на передовые достижения научно – технического прогресса.
Вывод: В ходе конкуренции следует ориентироваться на последние достижения науки и техники, которые обеспечивают опережающие базы сравнения. Ориентация только на конкурентов может привести к хроническому отставанию от них.
3.4 Комплексный подход
Суть этого подхода состоит в обязательном учете при принятии управленческих решений одновременно всех факторов (технических, экономических, экологических, организационных, социальных, психологических и т.д.).
Если будет упущен хотя бы один из этих аспектов – неудача будет предрешена.
3.5 Глобальный подход
Развитие информационных систем, международных, межотраслевых, межхозяйственных связей, рост скорости обмена информацией привели к тому, что при разработке управленческого решения надо ориентироваться не на местный, а на мировой (глобальный) уровень.
3.6 Интегральный подход
Современный этап НТП характеризуется успешной интеграцией между:
а) собственными подсистемами и предприятиями;
б) стадиями жизненного цикла объекта управления;
в) уровнем управления по вертикали;
г) субъектами управления по горизонтали.
Разработка вопросов взаимосвязей этих элементов является важнейшей задачей.
3.7 Виртуальный подход
Сущность виртуального подхода заключается в применении в управлениисети Интернет, сотового, телефонного, факса и др. видов связи для формирования виртуальных организационных структур.
Такая система позволяет конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с партнерами и клиентами.
3.8 Стандартизационный подход
При принятии управленческих решений следует отказаться от таких догм как, например, что стандартизация, централизация, специа-лизация, концентрация, кооперация всегда ведут к успеху. Вполне может оказаться верным и иное решение.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управления на потребителя (покупателя, заказчика).
Например, качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель.
Наибольшей сложностью при использовании этого подхода является трудность прогнозирования потребностей потребителя.
3.10 Эксклюзивный подход
Сущность этого подхода заключается в приобретении права на исключительное пользование новшеством (материалом, типом конструкции и т.д.).
Это может быть достигнуто путем:
- создания конкурентноспособного коллектива;
- приобретения патентов, новых технологий;
- охраной торговой марки;
- сохранением собственных «ноу – хау» и т.д.
Сущность функционального подхода в том, что следует ставить перед собой задачи удовлетворения потребностей покупателя, представленных как совокупность функций (того, что надо делать) и создавать решения, удовлетворяющие всей заданной совокупности.
Такой подход дает возможность создавать качественно новые товары и стремительно повышать качество.
3.12 Процессный подход
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные процессы:
- стратегического менеджмента;
- организации производства;
- планирования;
- учета и контроля;
- мотивации;
- регулирования и т.д.
3.13 Структурный подход
Структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов и др. инструментов с целью установления рациональности соотношения и правильности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода является метод ранжирования.
3.14 Ситуационный (вариантный) подход
Ситуационный (вариантный) подход основан на том, что ранг конкретного метода, важность ресурса определяется конкретной ситуацией в конкретном месте.
Цель может быть достигнута многими (альтернативными) путями (вариантами) и в каждом из них ценность конкурентных ресурсов различна.
3.15 Нормативный подход
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности.
Процесс разработки нормативов называется нормированием.
Нормы расхода – это максимально допустимое плановое количество ресурсов на производство единицы работы.
Норматив – это поэлементные составляющие норм.
3.16 Оптимизационный подход
Оптимизационный подход – выбор лучшего решения с помощью количественных расчетов.
Считается, что 1 рубль «сэкономленный» на стадии оптимизации решения, оборачивается:
- 10 рублями потерь на стадии проектирования;
- 100 рублями потерь на стадии строительства;
- 1000 рублями потерь на стадии эксплуатации.
3.17 Директивный (административный) подход
Сущность этого метода заключается в использовании методов принуждения (приказы, распоряжения, стандарты, планы и т.д.), опирающегося в свою очередь на системы:
а) законов;
б) нормативных документов внестоящих организаций;
в) планов и т.п.;
г) оперативного руководства и т.д..
3.18 Поведенческий подход
Его целью является оказание помощи работнику в т.ч. психологическими методами. Смысл: наилучшее использование человеческих ресурсов.
Одним из методов поведенческого подхода является мотивация – процесс побуждения работника к деятельности.
3.19 Деловой подход
Это – комплексный подход, подразумевающий учет и использование максимального числа факторов.
Состав этих факторов определяется:
- объективными факторами (конкурентноспособностью внешней среды, силой конкуренции, качество информации, систем управления, методами учета и контроля, мотивации и т.д.) и
- субъективными, зависящими от слова, характера, информированности и даже эмоциональности менеджера (уровень культуры, способности, деловые качества работника и т.д.).












