Цели денежно-кредитной политики

Большинство современных экономистов выделяет систему целей денежно-кредитной политики, отвечающую следующим параметрам: соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Согласно данным представлениям все эти цели можно классифицировать по следующим признакам:

1) по времени действия: конечные (общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические, или оперативные;

2) по границам действия: внешние – равновесие платежно­го баланса, стабильность валютного курса; внутренние – ста­билизация производства, уровень цен, обеспечение максималь­ной занятости населения.

Наибольшее распространение получила система целей в зависимости от времени действия. Под конечными целями системы денежно-кредитного регулирования понимают общие макроэкономические цели государства:

- экономический рост;

- обеспечение занятости населения;

- формирование равновесия платежного баланса страны;

- стабильность цен как внутренних, так и внешних (обменный курс);

- стабильность ставки процента;

- стабильность на финансовых рынках;

- стабильность валютного рынка. [3, с. 26]

Промежуточные цели (монетарные режимы) формулиру­ются центральными банками для реализации конечных обще­экономических целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных на длительных временных интер­валах. Можно назвать по крайней мере три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики:

- сложность отображения всех взаимосвязей экономичес­ких параметров на макроуровне;

- запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);

- отсутствие у органов денежно-кредитного регулирования достаточной и своевременной экономической информации для принятия лучшего решения на долгосрочную перспективу.

На практике чаще всего используют следующие промежу­точные цели.

1. Таргетирование обменного курса. Преимущес­тво данного монетарного режима состоит в том, что он позволя­ет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов эко­номики и темпы инфляции. Однако он имеет и недостатки:

- достижение целевого значения обменного курса в значитель­ной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики;

- при фиксации номинального курса национальной валюты рост ее реального курса приводит к ухудшению сальдо текуще­го счета платежного баланса;

- при темпах инфляции ниже 15-20 % в год количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных вре­менных интервалах ослабевает, что снижает эффективность денежно-кредитного регулирования;

- эффективность режима зависит от достаточности золото­валютных резервов и может негативно влиять на их уровень.

2. Таргетирование денежных агрегатов. При проведении монетарной стабилизации центральный банк при­нимает величину того или иного агрегата денежной массы в ка­честве основной промежуточной цели денежной политики. Положительным моментом таргетирования денежных агре­гатов является возможность достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста де­нежной массы с целью борьбы с инфляции. Основным недостат­ком данного режима является невозможность достижения жела­емых результатов в обеспечении ценовой стабильности из-за непредсказуемости изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе.

В настоящее время ведущие страны мира отказались от это­го режима как в силу «хронического» невыполнения намечен­ных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны. В настоящее время денежные агрегаты чаще всего рассматриваются лишь в качес­тве информационного индикатора о развитии спроса на деньги в том или ином временном периоде.

3. Инфляционное таргетирование (используемое наиболее развитыми странами мира) предполагает постановку в качестве единственной цели денежно-кредитной политики контроль за ростом цен. Режим эффективен в условиях разви­того финансового рынка, наличия в данной стране преимущест­венно монетарной природы инфляции и независимости цент­рального банка от исполнительной власти. Преимущества дан­ного монетарного ориентира:

- гибкость денежно-кредитной политики;

- рост прозрачности денежно-кредитной политики.

4. Прочие целевые ориентиры, или «прагматичный монета­ризм». Особенностью данного режима является отказ централь­ного банка от принятия каких-либо твердых обязательств по достижению конкретных значений тех или иных макроэконо­мических показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). Денежные власти, заявляя лишь долгосрочные цели (стабильный рост экономики, высо­кую занятость, низкую инфляцию), промежуточные цели опре­деляют в зависимости от экономической ситуации.

Необходимость использования промежуточных целей в реализации денежно-кредитной политики обусловлена следующими причинами:

- сложностью количественно и качественно отобразить взаимосвязи экономических и монетарных переменных;

- наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики;

- отсутствием точной и достоверной информации у органов денежно-кредитного регулирования о состоянии экономики.

Одновременно при выборе промежуточных целей денежно-кредитной политики центральный банк использует такие критерии, как согласованность с конечными целями регулирования, контролируемость выбранных показателей со стороны центрального банка, измеримость, своевременность (рисунок 1.7).

Тактические (оперативные) цели устанавливаются централь­ными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Их про­ще использовать для ежеквартального или ежегодного контро­ля. Достижение тактических целей возможно путем каждо­дневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и соот­ветственно конечных целевых установок.

Требования к тактическим целям могут быть определены как максимальное воздействие на них центрального банка; способ­ность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия цен­трального банка; стабильное влияние на промежуточную цель. К примеру, в зависимости от конкретной ситуации в качес­тве тактических целей может выступать регулирование резер­вов (ликвидности банковской системы), краткосрочных про­центных ставок денежного рынка и др.

В настоящее время к тактическим целям предъявляются следующие требования со стороны центральных банков:

- способность их быстро и положительно изменяться в ответ на действия центрального банка;

- стабильное влияние операционных целей на промежуточные;

- возможность максимально воздействовать на эти цели со стороны центрального банка. Таким образом, систему целей монетарного регулирования в Республике Беларусь можно представить в следующем виде (рисунок 1.7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: