Понятие, теории мотивации, использование мотивации в практике менеджмента

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. Мотивация к труду – это причины, доводы, основания в пользу трудовой деятельности.

Выделяют 2 группы теорий:

I. Содержательные теории мотивации – это группа теорий, которые акцентируют внимание на факторах, которые побуждают действовать и стимулируют деятельность (мотивы, потребности, побуждение).

Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Есть внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние (чувство успеха, чувство значимости выполненной работы…).

1. Теория иерархии потребностей Маслоу. Согласно его концепции, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Выделяет:

  1. Основные физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Социальные потребности (дружба, любовь).
  4. Потребность в признании (авторитет, авторитет, статус).
  5. Потребность в самовыражении (раскрытие своих способностей, самосовершенствование, творчество, развитие).

2. Теория приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда. На делает упор на потребности высших уровней: 1 – потребность власти (желание воздействовать на других людей); 2 – потребность успеха (удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения); 3 – потребность в причастности (такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим).

3. Теория 2-х факторов Ф Герцберга. Выделяет 2 группы факторов: 1 – гигиенические (з/п, благоприятные условия труда, нормальные отношения в коллективе, с начальством); 2 – факторы мотивации (ощущение успеха, признание со стороны, рост творческих и деловых возможностей). Работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

II. Процессуальные теории мотивации ориентированы на процесс и концентрируют внимание на выборе поведения, которое зависит от возможности достижения цели и способно привести к желаемым результатам. Они не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а ещё и восприятиями, связанными с данной ситуацией.

Теория ожиданий В. Врума основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счёт своих потребностей или достижения цели.

Теория справедливости предполагает, что люди субъективно оценивают и сравнивают своё вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу.

Модель Портера-Лоулера. Суть:результативный труд (то есть чувство выполненной работы) ведёт к удовлетворению.

В последнее время находит воплощение концепция партисипативного управления. Это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.

Методы стимулирования (в том числе, способы вознаграждения):

a. Материальное вознаграждение: повышение з/п, премии, различные доплаты, в том числе в натуральной форме (оплата путёвки в санаторий).

b. Моральное стимулирование: награды, благодарности, грамоты, репортаж на телевидении, доверие, предоставление преимуществ и привилегий.

c. Карьерный рост, повышение квалификации, гарантирование занятости

d. График работы: поощрение свободным временем, предоставление возможности самостоятельно планировать свой рабочий день.

e. Создание благоприятных условий труда: эстетичность рабочего места, интересные задания,

Вопрос № 6. Контроль как функция менеджмента:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: