Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях (противоположность – импровизация).
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого, а также от достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия.
Этапы планирования: а) выработка общих целей предприятия; б) детализация и конкретизация целей; в) определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей; г) контроль за достижением целей.
Виды:
- по степени охвата: корпоративное, по видам деятельности, на уровне конкретного подразделения.
- по содержанию и целям: стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени.
- по срокам: краткосрочное (до года), среднесрочное (1 -5 лет), долгосрочное (более 5 лет).
- по функции: производственное, финансовое, кадровое, маркетинговое.
На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое, их основное отличие – в трактовке будущего. Для долгосрочного характерно: ставятся оптимистические цели, так как предполагается, что будущее лучше прошлого и его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Для стратегического: анализ перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции, основной принцип – адаптивность.
|
|
Стратегия – это оптимальный набор правил и приёмов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.
Миссия – это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину её существования. Содержание миссии может включать описание продута, определение основных потребитель и клиентов, цели организации, характеристику оборудования и технологий, базовые взгляды и ценности организации, внешний образ фирмы, её имидж и другие. Но миссия не должна включать в качестве цели прибыль (это внутренняя проблема).
Процесс стратегического планирования состоит из следующих друг за другом этапов:
- Определение миссии.
- Разработка целей организации (должны быть конкретны и измеримы, расписаны по рубежам, достижимы). Выражают отдельные конкретные направления деятельности.
- Оценка и анализ внешней среды (рынок, конкуренты, партнёры, политическая и экономическая ситуация и т.п.).
- Управленческое обследование сильных и слабых сторон самой организации (финансы, производство, персонал и т.д.).
- Выбор наилучшей стратегии развития организации.
- Реализация стратегии (включает разработку программы действий, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале, ресурсах и оборудованию, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты).
- Оценка стратегии.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты. В оперативный план входит корпоративная стратегия, установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового отчёта, стратегические цели, детальный план действий, бюджет. Главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке и реализации стратегий широкого круга сотрудников.
|
|
Вопрос №4. Организация (организовывание) как функция менеджмента: