Понятие, виды, стратегическое планирование

Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях (противоположность – импровизация).

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого, а также от достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия.

Этапы планирования: а) выработка общих целей предприятия; б) детализация и конкретизация целей; в) определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей; г) контроль за достижением целей.

Виды:

  1. по степени охвата: корпоративное, по видам деятельности, на уровне конкретного подразделения.
  2. по содержанию и целям: стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени.
  3. по срокам: краткосрочное (до года), среднесрочное (1 -5 лет), долгосрочное (более 5 лет).
  4. по функции: производственное, финансовое, кадровое, маркетинговое.

На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое, их основное отличие – в трактовке будущего. Для долгосрочного характерно: ставятся оптимистические цели, так как предполагается, что будущее лучше прошлого и его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Для стратегического: анализ перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции, основной принцип – адаптивность.

Стратегия – это оптимальный набор правил и приёмов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Миссия – это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину её существования. Содержание миссии может включать описание продута, определение основных потребитель и клиентов, цели организации, характеристику оборудования и технологий, базовые взгляды и ценности организации, внешний образ фирмы, её имидж и другие. Но миссия не должна включать в качестве цели прибыль (это внутренняя проблема).

Процесс стратегического планирования состоит из следующих друг за другом этапов:

  1. Определение миссии.
  2. Разработка целей организации (должны быть конкретны и измеримы, расписаны по рубежам, достижимы). Выражают отдельные конкретные направления деятельности.
  3. Оценка и анализ внешней среды (рынок, конкуренты, партнёры, политическая и экономическая ситуация и т.п.).
  4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон самой организации (финансы, производство, персонал и т.д.).
  5. Выбор наилучшей стратегии развития организации.
  6. Реализация стратегии (включает разработку программы действий, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале, ресурсах и оборудованию, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты).
  7. Оценка стратегии.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты. В оперативный план входит корпоративная стратегия, установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового отчёта, стратегические цели, детальный план действий, бюджет. Главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке и реализации стратегий широкого круга сотрудников.

Вопрос №4. Организация (организовывание) как функция менеджмента:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: