Вопрос № 7. Руководство: понятие, стили. Понятие «власти» и пять форм власти

Понятие, формы и виды контроля, этапы контроля.

Контроль – это система регулярной проверки состояния и результатов функционирования организации, её отдельных элементов, внешнего окружения. Это процесс обеспечения организацией своих целей.

Формы контроля: наблюдение, финансовые и бухгалтерские документы, письменные отчёты подчинённых, регулярные совещания, собрания и др..

Виды контроля:

  1. Предварительный – предшествует активной деятельности, а также конкретным результатам и решает задачу проверки готовности фирмы, её персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к предстоящей работе.
  2. Текущий контроль – осуществляется на стадии хозяйственного процесса, цель – своевременно выявить и скорректировать отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
  3. Заключительный контроль – оценка выполнения организацией (сотрудниками) планов (заданий). Предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и слабых и сильных её сторон, выявление проблем, помех. Данные этого контроля используются для составления очередных планов и вознаграждения работников.

Этапы контроля:

  1. Выработка стандартов и критериев.
  2. Сопоставление с ними реальных результатов.
  3. Принятие необходимых корректирующих действий (невмешательство в работу, устранение отклонений, изменение стандартов в результате их пересмотра).

Для обеспечения эффективности контроля важно довести до сведения работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя, а стандарты поняты сотрудниками.

Различают контроль внешний и внутренний. Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками – контролёрами. В рамках внутреннего исполнители сами следят за своей работой и её результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Рекомендации по повышению эффективности контроля:

  1. установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
  2. обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;
  3. устанавливать жёсткие, но достижимые стандарты;
  4. вознаградить за достижение стандарта.

Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.

Руководство (лидерство) — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Влияние — поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Руководитель наделен властью (- это возможность влиять, воздействовать на ситуацию или поведение других людей). С понятием «власть» связано понятие властные полномочия -- объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений.

Лидер:

1. формальный лидер – это официально назначенный руководитель, дёйствует в рамках делегируемых ему полномочий. Официальный руководитель становится лидером, если он признаётся членами организации.

2. неформальный лидер не назначается, а завоёвывает признание группы, его действия определяются интересами группы и могут выходить за рамки формальных отношений.

Руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы и т.д.. Руководитель также зависит от подчиненных (власть подчинённых) в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные и т.д.

Власть проявляется в определенных формах. Американские ученые выделили следующие пять форм власти:

  1. Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определенному результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жесткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчетные данные и т.д.
  2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако ее применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных, а они могут сильно различаться у разных работников.
  3. Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.
  4. Экспертная власть. Подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний. Подчиненный убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

5. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма — это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен обладать привлекательной внешностью, иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик, т.е. так называемая теория «великих людей» не нашла практического подтверждения. Если подчиненные видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.

В настоящее время меняются характер труда, требования к работнику. Труд становится творческим, интеллектуальным, и у человека появляется возможность проявить свои способности и таланты. Повысился уровень образования, стираются интеллектуальные грани между руководителем и подчинённым, поэтому сейчас власть принуждения уступает сотрудничеству. Сотрудничество (партнёрство) -- совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи.

Сотрудничество руководителя и руководимых означает демократизацию производственного и управленческого процессов, когда управленческие функции децентрализуются (распределяются между участниками организации) и реализуются совместно с руководителями.

Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью.

Выделяют 3 стиля:

1. Авторитарный стиль управления — стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких-либо возражений со стороны подчиненных.

Используется преимущественно: а) при руководстве лицами невысокой квалификации, выполняющими простые рутинные виды работы, б) в случаях, когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться (военизированные организации, действия в чрезвычайных ситуациях), в) доверяют руководителю. Он предполагает официальность отношений, сосредоточение власти и ответственности в руках менеджера, неукоснительное соблюдение дистанции между ним и подчинёнными, отдачу в приказной форме обязательных для выполнения распоряжений, мотивирование преимущественно с помощью наказаний. Это не создаёт заинтересованности исполнителей в результатах работы, формирует неблагоприятный морально-психологический климат, порождает внутренние конфликты.

2. Демократический стиль руководства — совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников предприятия к процессу подготовки принятия решения.

Предполагает, что руководитель доверяет подчинённым, консультируется с ним, избегает диктаторства, делегирует полномочия, создаёт благоприятный морально-психологический климат, широко использует поощрение. Всё это повышает заинтересованность работников, увеличивает их преданность организации. Применяется при выполнении сложной работы, требующей творческого подхода, а также если исполнители хорошо разбираются в её тонкостях и могут внести в неё много нового, ценного.

Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнить в 2 раза больший объём работы, чем в условиях демократического, но её качество, оригинальность, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.

3. Либеральный стиль руководства — стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность.

Этот стиль предполагает, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создаёт необходимые условия для их работы, определяет её правила, задаёт границы решений, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты, помощника в сложных ситуациях, а группа имеет полную свободу принимать решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: