Вопрос №2. Организация как объект менеджмента (понятие, признаки, виды).
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
а) наличием хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы; б) наличие у этих людей единой цели; в) эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Признаки организаций:
1. Использование ресурсов ( человеческие ресурсы, капитал, информация и др.);
2.Обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
3. Они функционируют в определённой внешней среде и зависимы от неё.
4. Разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания.
5.Наличие связей между её отдельными элементами,
6.Саморегулирование, предполагающее возможность в определённых рамках самостоятельно решать различные вопросы жизни организации.
|
|
7.Организационная культура -- совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
Виды организаций:
1. По происхождению:
А) Естественные – возникают сами по себе, их деятельность обычно направлена на решение внутренних проблем.
Б ). Искусственные организации создаются по определённому плану для достижения внешних целей и обладают лишь относительной самостоятельностью и обычно являются (по крайней мере, формально) зависимыми от создателей.
2. По узаконенности:
А) Официальные (=формальные) – деятельность искусственных организаций узаконивается социальной системой более высокого порядка, например государством, их деятельность всесторонне регламентирована правилами, инструкциями и т.п..
Б) Неофициальные (=неформальные) организации не зарегистрированы в установленном порядке, не защищаются законом. Это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей.
Внутренняя среда в первую очередь определяет успешность деятельности предприятия и его характер.
Элементы внутренней среды организации:
1) Цели (главные: выживание, прибыль, перспектива).
2) Структура – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построена в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
3) Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки.
|
|
4) Технологии – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для производства.
5) Персонал – основа любой организации, так как люди создают продукт организации, формируют её культуру и внутренний микроклимат и именно от них зависит, то, чем является организация.
Внешняя среда – комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Внешняя среда организации условно подразделяется на внешнюю среду прямого воздействия и косвенно.
Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения, профсоюзы.
Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и т.д.
Вопрос №3. Планирование как функция менеджмента: