Понятие, виды, методы, уровни принятия решений

Стили управления конфликтами.

Конфликт — столкновение взглядов, позиций, интересов, отсутствие согласия.

Главные формы производственных конфликтов:

1. Клика – группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата власти в организации либо упрочнения своих позиций.

2. Интрига – нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого она направлена.

3. Саботаж – дезорганизация или задержка работы индивидом на формально законных основаниях. Характерен для бюрократических организаций, работники отстаивают свои законные, по их мнению, права.

4. Забастовка – временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда с выдвижением совместных требований к администрации.

Стили управления конфликтами.

А). Уклонение. Если конфликт несущественен, участники стремятся выйти из конфликтной ситуации.

Б). Сглаживание. «Забывание» проблемы, лежащей в основе проблемы, «видимый» мир и покой.

В). Принуждение. Попытка заставить принять свою точку зрения любым путём.

Г). Компромисс. Принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени, выигрыши и потери сторон делятся примерно поровну.

Д). Решение проблемы — это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон.

Способы управления конфликтами: а) педагогические – беседа, просьба, разъяснение требований к работе и пр. б) административные – перевод, решение комиссии или суда, приказ руководителя организации.

Вопрос № 10. Управленческие решения:

Управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. Это есть решение проблем.

Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Она возникает, если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Классификации управленческих решений:

I. В зависимости от уровня руководства: управленческие решения высшего уровня, среднего и низшего.

II. Дифференциация по предмету выделяет:

А) Концептуальные решения охватывают все функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль; принимаются на высшем уровне.

Б) Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения, прежде всего, отдельных позиций концептуальных решений; принимаются на среднем и низшем уровнях.

III. В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на: а) производственные (технические и технологические); б) сбытовые и снабженческие (маркетинговые); в) финансовые; г) плановые; д) кадровые и т.д.

IV. По формам принятия решения подразделяются на:

· единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;

· коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формулируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение;

· коллективные: решение принимается коллективом, ответственность лежит на всем коллективе.

VII. По характеру исходной информации решения бывают:

· в условиях определенности (полной информации);

· в условиях неопределенности (неполной информации), что связано с риском. Риск — это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа.

Методы принятия управленческих решений.

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

1. Экспертные методы принятия управленческих решений.

А) Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решений. Используются экспертные оценки (бальные, ранжирование).

Б) метод Дельфи – способ выработки управленческого решения на основе предложений специалистов, выдвинутых ими независимо друг от друга.

2. Неэкспертные методы принятия управленческих решений, например, метод неспециалиста, метод аналогий (заимствование из других объектов управления).

3. Психологические методы (на основе творческого мышления):

А) метод мозговой атаки – выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы, с их последующим уточнением и обсуждением.

Б) «Разложение на части» -- составление перечня основных характеристик идеи или предмета и рассмотрение каждой из них с целью усовершенствования.

В) Метод «группового гения».

Г) Метод дневных грёз.

Уровни принятия решений.

1. Рутинный – менеджер имеет определённую программу, как распознать ситуацию, какое решение принять, не требует творческого подхода.

2. Селективный – менеджер имеет целый круг возможных решений, его задача – выбрать наилучший, требует инициативы и свободы действий, но лишь в определённых границах.

3. Адаптационный – менеджер вырабатывает новое решение из некоего набора проверенных возможностей.

4. Инновационный – менеджер вырабатывает абсолютно новый подход к решению проблемы, используя новые методы, представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: