Конфликт — столкновение взглядов, позиций, интересов, отсутствие согласия.
Различают конфликты по последствиям: 1. Конструктивные – в результате причина устраняется. 2. Деструктивные – в результате наблюдается разрушение отношений между людьми и, как следствие, наблюдается дезорганизация системы управления.
Различают организационные, производственные и межличностные конфликты.
Организационные конфликты возникают из-за: А) рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации, например, работник некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.д..
Б) некачественности должностных инструкций; В) непродуманного распределения должностных обязанностей.
Производственные конфликты возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причины: а) морально устаревшее оборудование, б) плохое помещение для работы, в) необоснованные нормы выработки, г) недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу, д) неквалифицированные управленческие решения, е) низкая квалификация работников и т.д.
Межличностные конфликты в основном происходят из-за несовпадения ценностей, норм поведения, личной неприязни друг к другу и т.д. Эти конфликты могут происходить как при наличии, так и при отсутствии объективных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь. Здесь выделяют: а) внутриличностный конфликт (противоречие человека с самим собой, несовпадение внешних требований и внутренних позиций и др.); б) межличностный (столкновение материальных интересов людей; в) между личностью и группой (несовпадение индивидуальных и коллективных норм поведения); г) межгрупповые (различия во взглядах и интересах разных групп).
Причины конфликта: ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации (сплетни, отсутствие должностных инструкций и др.).
Последствия конфликтов.
Позитивные (функциональные). | Негативные (дисфункциональные). |
1. Повышение заинтересованности в решении проблем предприятия. | 1. Снижение производительности труда, неудовлетворённость работой, рост текучести кадров. |
2. Стремление к сотрудничеству. | 2. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами. |
3. Повышение качества принятия решений. | 3. Прекращение взаимодействия решений между участниками конфликта. |
4. Создание дополнительных возможностей для обсуждения актуальных проблем до начала работы. | 4. Придание большего значения в победе в конфликте, нежели решению реальных проблем. |
Конфликт №9. Конфликт: понятие, формы производственных конфликтов,